Расчет заработной платы от обратного в Казахстане в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет заработной платы от обратного в Казахстане в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


При вычислении ИПН с зарплаты резидентов РК применяются стандартный налоговый вычет в размере 1МЗП и вычет в размере исчисленного ОПВ с зарплаты (статьи 342, 346 НК РК — см. ниже), а также вычет в размере ОПВ и ВОСМС.

Увеличение пределов СН, СО, ОПВ, ООСМС и ВОСМС в 2023 году

В этом году увеличились размеры расчетных показателей, устанавливаемых регламентом:

  • МРП – с 3 063 до 3 450 тенге (на 387 тенге или 12,6%);

  • МЗП – с 60 000 до 70 000 тенге (на 10 000 тенге или 16,7%).

Поэтому, изменились предельные размеры объектов, используемых при расчете СН, СО, ОПВ, ООСМС и ВОСМС. Вместе с ними изменения претерпели и размеры минимальных, а также, максимальных сумм налогов и взносов.

Ниже представлена таблица, в которой подробно описаны изменения по годам.

Итак, если сравнить предельные размеры налогов и отчислений с заработной платы 2023 и 2022 года, можно сделать следующие выводы:

  • Минимальный размер СН увеличивается до 4 589 тенге (на 515 тенге);

  • Минимальный размер СО увеличивается до 3 450 тенге (на 350 тенге), максимальный размер увеличивается до 17 150 тенге (на 2 450 тенге);

  • Максимальный размер ОПВ увеличивается до 350 000 тенге (на 50 000 тенге);

  • Максимальный размер отчислений на ОСМС увеличивается до 21 000 тенге (на 3 000 тенге), взносов – до 14 000 тенге (на 2 000 тенге).

Расчет ИПН с заработной платы.

Кроме того, если зарплата работника ниже 25 МРП, то применяется корректировка дохода в размере 90%, что фактически означает уменьшение суммы ИПН в 10 раз (на 90%) (подпункт 49 пункта 1 ст. 341 НК РК).
Ниже представлена формула расчета ИПН с зарплаты в *большинстве случаев.
*Т.е. когда работник НЕ:

  • инвалид
  • участник ВОВ (или приравненный)
  • пенсионер
  • родитель ребенка инвалида или имеет на попечении ребенка инвалида
  • иностранец
  • прочие частные случаи

История ставок МРП с 2000 по 2023 год

Минимальная заработная плата (МЗП) Основание
МЗП с 1 января 2023 года — 70 000 тенге Установлен Законом РК «О республиканском бюджете на 2023 — 2025 годы»
МЗП с 1 января 2022 года — 60 000 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы»
МЗП с 1 января 2021 года — 42 500 тенге Установлен Законом от 2 декабря 2020 года № 379-VI Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021 – 2023 годы»
МЗП с 1 января 2020 года — 42 500 тенге Установлен Законом от 4 декабря 2019 года № 276-VI «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы»
МЗП с 1 января 2019 года — 42 500 тенге Установлен Законом от 30 ноября 2018 года № 197-VI «О республиканском бюджете на 2019-2021 год»
МЗП с 1 января 2018 года — 28 284 тенге Установлен Законом от 30 ноября 2016 года № 113-VI «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы»
МЗП с 1 января 2017 года — 24 459 тенге Установлен Законом от 29 ноября 2016 года № 25-VI «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы»
МЗП с 1 января 2016 года — 22 859 тенге Установлен Законом Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 426-V «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы»
МЗП с 1 января 2015 года — 21 364 тенге Установлен Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 259-V «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы»
МЗП с 1 января 2014 года — 19 966 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2014 — 2016 годы»
МЗП с 1 января 2013 года — 18 660 тенге Установлен Законом РК от23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы»
МЗП с 1 января 2012 года — 17 439 тенге Установлен Законом РК от 24 ноября 2011 года № 496-IV «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы»
МЗП с 1 января 2011 года — 15 999 тенге Установлен Законом РК от 29 ноября 2010 года № 357-IV «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы»
МЗП с 1 января 2010 года — 14 952 тенге Установлен Законом РК от 07 декабря 2009 года № 219-IV «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы»
МЗП с 1 января 2009 года — 13 470 тенге Установлен Законом РК от 4 декабря 2008 года № 96-IV ЗРК «О республиканском бюджете на 2009-2011 годы»
МЗП с 1 января 2008 года — 10 515 тенге; МЗП с 1 июля 2008 года — 12 025 тенге Установлен Законом РК от 6 декабря 2007 года № 8-IV «О республиканском бюджете на 2008 год»
МЗП с 1 января 2007 года — 9 752 тенге Установлен Законом РК от 8 декабря 2006 года № 194-III «О республиканском бюджете на 2007 год»
МЗП с 1 января 2006 года — 9 200 тенге Установлен Законом РК от 22.11.05 г. № 88-III «О республиканском бюджете на 2006 год»
МЗП с 1 января 2005 года — 7 000 тенге МЗП с 1 июля 2005 года — 9 200 тенге Установлен Законом РК от 02.12.04 г. № 3-III «О республиканском бюджете на 2005 год»
МЗП с 1 января 2004 года — 6 600 тенге Установлен Законом РК от 05.12.03 г. № 505-II «О республиканском бюджете на 2004 год»
МЗП с 1 января 2003 года — 5 000 тенге Установлен Законом РК от 12.12.02 г. № 362-II «О республиканском бюджете на 2003 год»
МЗП с 1 января 2002 года — 4 181 тенге Установлен Законом РК от 15.12.01 г. № 273-II «О республиканском бюджете на 2002 год»
МЗП с 1 января 2001 года — 3 484 тенге Установлен Законом РК от 22.12.00 г. № 131-II «О республиканском бюджете на 2001 год»
МЗП с 1 января 2000 года — 2 680 тенге Установлен Законом РК от 11.11.99 г. № 473-I «О республиканском бюджете на 2000 год»

Размер зарплат в Казахстане

Показатель Значение Период
Минимальная заработная плата 70000 KZT/месяц / 152.961 USD/мес 2023
Заработная плата 342083 KZT/месяц / 747.506 USD/мес янв. 2023
Зарплата высококвалифицированных работников 137400 KZT/мес. / 339.421 USD/мес. 2018
Зарплата в обрабатывающей промышленности 396735 KZT/мес. / 867.085 USD/мес. 4 кв./22
Зарплата низкоквалифицированных работников 73200 KZT/мес. / 180.827 USD/мес. 2018

Как открыть ИП / ТОО в Казахстане в 2023 г.

Казахстан допускает регистрацию иностранцами товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) на одинаковых условиях с гражданами РК, после получения ИИН и ЭЦП, через личный визит или онлайн, при этом ТОО не привязывается к РПП (ВНЖ) учредителя иностранца или статусу директора, при соблюдении некоторых особенностей, вести деятельность от имени ТОО, можно даже онлайн.

Иностранцы граждане ЕАЭС (Армения, Киргизия, РБ, РФ), а также граждане Таджикистана, вправе зарегистрировать в Казахстане ИП и вести предпринимательскую деятельность, исключительно при наличии у иностранца РПП (ВНЖ), то есть любимая тема фрилансеров, физическое лицо уехало, а ИП осталось тут почти не работает.

В данной статье, я не буду описывать как открыть ИП в Казахстане, так как процесс очень легкий и все делается онлайн, основной сложностью является получение и поддержание ВНЖ в активном состоянии, то есть необходимо пребывать в РК как минимум 183 дня в течение 12 месяцев, в ином случае появляется риск аннулирования ВНЖ и прекращение статуса ИП соответственно.

Отчисления ОСМС с заработной платы. Как в 2023 году брать отчисления на вычет по КПН?

Помимо административных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, таких как аренда, техническое обслуживание и прочее, на расходы берутся налоговые отчисления с заработной платы сотрудников.

Налоги по заработной плате начисляются с суммы заработной платы в отработанный месяц, а уплачиваются до 25 числа следующего месяца.

Проектом поправок НК РК, с 1 января 2023 года предложено изменить статью 243 вычеты по отдельным видам расходов в части отчислений на обязательное медицинское страхование.

В текущей редакции НК РК п.12 статьи 243 изложен следующим образом: вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в Фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании. Соответственно, на вычет можно брать только ту сумму ОСМС, которая по факту была уплачена за сотрудников.

С 1 января 2023 года п.12 статьи 243 НК РК будет излагаться в следующей редакции: вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным отчислениям в фонд социального медицинского страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.

То есть вычету будут подлежать начисленные суммы ОСМС.

Вывод: Изменения НК РК в основном затрагивает ситуации, когда заработная плата сотрудникам начислялась в декабре, а налог по факту уплачивался в январе следующего года. Налогоплательщик не мог взять на расходы сумму ОСМС с начисленной зарплаты в декабре, так как п.12 статьи 243 предусматривал возможность брать на расходы только те суммы ОСМС, которые были по факту оплачены. Расходы по ОСМС переносились на следующий год.

С начала 2023 года, чтобы взять на расходы отчисления на обязательное медицинское страхование, необходимо учитывать начисленные суммы ОСМС, не смотря на то, что оплата по факту не производилась.

Таблица районных коэффициентов по субъектам РФ

Наименование субъекта Российской Федерации Размер районного коэффициента
Ямало-Ненецкий автономный округ:
г. Губкинский, г. Муравленко, г. Надым, г. Новый Уренгой, г. Ноябрьск, Красноселькупский район (за исключением с. Сидоровска), Надымский район (за исключением Ныдинского и Ямбургского сельсоветов), Зеленоярский и Катравожский сельсоветы Приуральского района, Пуровский район (за исключением Самбургского сельсовета), Шурышкарский район 1,7
г. Лабытнанги, с. Сидоровск Красноселькупского района, Ныдинский и Ямбургский сельсоветы Ныдымского района, Байдарацкий, Белоярский и Харсаимский сельсоветы Приуральского района, Самбургский сельсовет Пуровского района, Тазовский, Ямальский районы 1,4-1,8
территория севернее полярного круга, районы освоения нефтяных и газовых месторождений на территории южнее полярного круга 1,5
Остальная территория 1,3-1,7
Эвенкийский автономный округ 1,6
Чукотский автономный округ 2
Ханты-Мансийский автономный округ:
города Лангепас и Ханты-Мансийск, Нижневартовский район, районы севернее 60° северной широты на период освоения и обустройства нефтяных и газовых месторождений 1,7
регионы освоения нефтяных и газовых месторождений севернее 60° северной широты и местности севернее 62° северной широты 1,5
Остальная территория 1,3-1,7
Ненецкий автономный округ:
на всей территории (районный коэффициент применяется к заработной плате работников лесного хозяйства) 2
на всей территории (районный коэффициент применяется к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций) 1,8
на всей территории Ненецкого автономного округа 1,6
Корякский автономный округ:
Кочевской, Косинский районы 1,2
Гайнинский район 1,2
на всей территории 1,15
Еврейская автономная область:
территории в 30-метровой приграничной зоне 1,3
на остальной территории 1,2
Санкт-Петербург Нет
Москва Нет
Ярославская область Нет
Забайкальский край:
Каларский район 1,7
Тунгокоченский, Чернышевский, Тунгиро-Олекминский, Могочинский районы 1,5
на остальной территории 1,4
Читинская область 1,15
Челябинская область:
Города Снежинск и Озерск 1,3
на остальной территории 1,15
Ульяновская область Нет
Тюменская область:
Тобольский, Вагайский районы, г. Тобольск 1,217
Уватский район 1,5
на остальной территории 1,15
Тульская область Нет
Томская область:
районный коэффициент применяется к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, на геологических и топографо-геодезических работах, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций, обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия, конторы бурения, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности, геологические и топографо-геодезические работы на территории Томской области севернее 60° северной широты 1,7
Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский, Чаинский районы, города Кедровый, Колпашево, Стрежевой 1,5
Бакчарский, Кривошеинский, Молчановский, Тегульдетский районы 1,3
Тверская область Нет
Тамбовская область Нет
Смоленская область Нет
Свердловская область:
Гаринский, Таборинский районы, на территориях, находящихся в административном подчинении Ивдельского, Карпинского, Краснотурьинского и Североуральского горсоветов (включая города) 1,2
на остальной территории Установленный районный коэффициент Екатеринбурга и Свердловской области — 1,15 к зарплате
Сахалинская область:
Курильский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы 2
Ногликский, Охинский районы 1,8
Александровск-Сахалинский, Анивский, Долинский, Корсаковский, Макаровский, Невельский, Поронайский, Смирныховский, Томаринский, Тымовский, Углегорский, Холмский районы, г. Южно-Сахалинск 1,6
Саратовская область Нет
Самарская область Нет
Рязанская область Нет
Ростовская область:
Заветинский, Ремонтненский районы; Дубовский, Зимовниковский, Орловский, Пролетарский районы, ограниченные с запада линией железной дороги Сальск — Волгоград, с севера — границей с Волгоградской областью, с востока, северо-востока и юга — границей с Республикой Калмыкия (в районных центрах с. Дубовское, пос. Зимовники, пос. Орловский и г. Пролетарск коэффициент не применяется) 1,1
Псковская область Нет
Пермский край:
Красновишерский, Чердынский районы 1,2
на всей территории 1,15
Пензенская область Нет
Орловская область Нет
Оренбургская область 1,15
Омская область 1,15
Новосибирская область Утвержденный районный коэффициент для зарплаты в Новосибирске в 2022 году — 1,25
Новгородская область Нет
Нижегородская область Нет
Мурманская область:
Мурманск-140 1,8
пгт. Туманный 1,7
на всей территории 1,5
Московская область Нет
Магаданская область 1,7
Липецкая область Нет
Ленинградская область Нет
Курская область Нет
Курганская область 1,15
Костромская область:
Буйский, Галичский, Солигаличский, Чухломский, Судайский, Нейский, Мантуровский, Кологривский, Межевский, Шарьинский, Поназыревский, Вохомский, Пыщугский, Павинский, Парфеньевский районы (районный коэффициент применяется к заработной плате работников лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных предприятий, организаций и химлесхозов) 1,15
Кировская область:
Афанасьевский, Белохолуницкий, Богородский, Верхнекамский, Даровский, Зуевский, Кирово-Чепецкий, Каменский, Лузский, Мурашинский, Омутнинский, Нагорский, Опаринский, Подосиновский, Слободской, Унинский, Феленский, Халтуринский, Юрьянский районы, г. Киров с территорией, подчиненной городскому Совету народных депутатов 1,15
Кемеровская область 1,3
Командорские острова 2
Камчатская область 1,8
Калужская область Нет
Калининградская область Нет
Иркутская область:
Усть-Кутский район 1,7
Усть-Илимский, Нижнеилимский районы, г. Усть-Илимск 1,6
Братский район, г. Братск 1,4
на всей территории (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского р-на, г. Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым приняты решения Облисполкома и постановления главы администрации) 1,3
Ивановская область Нет
Воронежская область Нет
Вологодская область:
г. Череповец с территорией, подчиненной городскому Совету народных депутатов 1,25
Бабаевский, Вологодский, Грязовецкий, Кадуйский, Междуреченский, Сокольский, Устюженский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский районы, г. Вологда 1,15
Волгоградская область Нет
Владимирская область Нет
Брянская область Нет
Белгородская область Нет
Астраханская область:
районный коэффициент применяется к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности: работников, занятых на геологоразведочных работах, бурении скважин, строительстве и эксплуатации объектов Астраханского газоконденсатного месторождения, включая работников подсобно-вспомогательных предприятий, баз строительной индустрии, работников МВД СССР, занятых на этом строительстве; работников предприятий и организаций, обслуживающих строительство и эксплуатацию Астраханского газоконденсатного месторождения; работников и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в населенных пунктах в восьмикилометровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса на период до переселения последних с этой территории 1,35
районный коэффициент применяется к заработной плате работников за работу в пустынных и безводных районах, занятых на водохозяйственном строительстве и на строительстве объектов в совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях Астраханской области 1,35
районный коэффициент применяется к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на «черных землях», «кизлярских пастбищах», на части Лиманского района 1,1
Архангельская область:
Мезенский, Соловецкий районы, г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты 1,4
Лешуковский, Пинежский районы 1,4
на всей территории 1,2
Амурская область:
Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея, Тында 1,7
Сковородинский район 1,5
Магдачинский, Шимановский районы, г. Шимановск 1,4
Архаринский, Белогорский, Благовещенский, Бурейский, Завитинский, Ивановский, Константиновский, Мазановский, Михайловский, Октябрьский, Ромненский, Свободненский, Серышевский, Тамбовский районы, города Благовещенск, Белогорск, Райчихинск, Свободный 1,3
Хабаровский край:
Охотский район 1,7
Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Комсомольский, Советско-Гаванский, Ванинский, Солнечный, Амурский, Верхнебуреинский, Ульчский районы, г. Комсомольск-на-Амуре 1,5
Верхнебуреинский район южнее 51° северной широты и остальные территории 1,3
Ставропольский край Нет
Приморский край:
поселки рудников Таежный и Тернистый Красноармейского района 1,4
на всей территории 1,3
Красноярский край:
г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты 1,8
Туруханский (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) район, местности, расположенные севернее полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов), г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты 1,6
Кежемский район 1,6
Северо-Енисейский район 1,5
на всей территории 1,3
Краснодарский край Нет
Алтайский край:
Алейский, Баевский, Благовещенский, Бурлинский, Волчихинский, Егорьевский, Завьяловский, Ключевский, Кулундинский, Мамонтовский, Михайловский, Немецкий, Новичихинский, Панкрушихинский, Поспелихинский, Родинский, Романовский, Рубцовский, Славгородский, Суетский, Табунский, Угловский, Хабаровский, Шипуновский районы, города краевого подчинения Алейск, Славгород, Яровое 1,25
на всей территории 1,15
Чувашская Республика — Чувашия Нет
Чеченская Республика Нет
Республика Хакасия 1,3
Удмуртская Республика 1,15
Республика Тыва:
Монгун-Тайгинский, Тожинский, Кызылский (территория Шынаанской сельской администрации) районы 1,5
на всей территории 1,4
Республика Татарстан Нет
Республика Северная Осетия — Алания Нет
Республика Саха (Якутия):
местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях «Айхал» и «Удачная», прииски «Депутатский» и «Кулар» 2
районы, расположенные за полярным кругом, не ниже 65° северной широты: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Мирнинский (территория Айхальского поссовета и Удачнинского горсовета), Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский 2
районы, расположенные до полярного круга, южнее 65° северной широты: Алданский, Амгинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Ленинский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Нерюнгринский, Намский, Мирнинский, Олекминский, Орджоникидзевский, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Чурапчинский, Якутский 1,7
Республика Мордовия Нет
Республика Марий Эл Нет
Республика Коми:
Г. Воркута 1,6
Усинский район, города Инта, Усинск 1,5
Вуктыльский район, г. Вуктыл 1,4
города Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Печора и подчиненные его администрации населенные пункты, Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты, Печорский, Сосногорский, Ижемский, Усть-Цилемский, Троицко-Печорский, Удорский районы 1,3
остальная территория 1,2
Республика Карелия:
г. Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты Нет
Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша 1,4
г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты Нет
Медвежьегорский, Муезерский, Пудожский, Сегежский районы 1,3
Кондопожский, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Суоярвский, Лахденпохский, Олонецкий районы, города Петрозаводск, Сортавала 1,15
Карачаево-Черкесская Республика Нет
Республика Калмыкия:
в населенных пунктах, обеспеченных питьевой водой и водой для бытовых нужд, в районных центрах коэффициенты снижаются, соответственно, с 1,3 до 1,2, с 1,2 до 1,1 1,1-1,3
на территории Калмыцкой АССР, за исключением территории, где предусмотрены коэффициенты 1,3 и 1,2, г. Элисты и территории западнее озера Маныч и Маныч-Гудило; в совхозах «Аршань Зельменский», «Обильный», «Ергенинский», «Садовый», «Троицкий», «Балковский», «Западный», «Ленинский», «Вознесеновский» 1,1
на территории Юстинского, Мало-Дербетовского и Приозерного районов, ограниченной с запада линией от озера Барманнак, совхоз им. Чапаева, с. Деде-Ламон — с. Бургсун и с юга территорией, где предусмотрен коэффициент в размере 1,3; на территории Приозерного, Целинного, Яшкульского и Ики-Бурульского районов, ограниченной с запада и северо-запада линией 10 км восточнее Кегульты с. Бор-Нур, с. Джендик, пос. Буратинский, с. Гигант с юга и юго-востока — границей Ики-Бурульского района со Ставропольским краем, с севера и востока — территории, где предусмотрен коэффициент 1,3; в совхозах «Буратинский», «Приозерный», «Бага-Бурульский», «Маныч» 1,2
на территории Калмыцкой АССР, ограниченной с севера и запада линией границы с Астраханской областью через с. Чомпот, с. Северный, пос. Цаган-Нур, с. Буругсун — 10 км, восточнее с. Кугульты, до южной границы Приозерного района с. Шатта — Улан-Эрге, с. Ики-Бурул, пос. Южный, с юга по границе Калмыцкой АССР со Ставропольским краем и Дагестанской АССР до Каспийского моря; в совхозах «Раздольный», «Северный», им. Чкалова, «Новый», «Ялмата», «Улан-Эргинский», «Красный Путиловец», «Хомутниковский» 1,3
Кабардино-Балкарская Республика Нет
Республика Ингушетия Нет
Республика Дагестан:
для населенных пунктов, находящихся на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря 1,15
для населенных пунктов, находящихся на высоте от 2000 до 3000 метров над уровнем моря 1,2
для населенных пунктов, находящихся на высоте свыше 3000 метров над уровнем моря 1,3
Республика Бурятия:
Баунтовский, Муйский, Северобайкальский районы, г. Северобайкальск, Баргузинский, Курумканский, Окинский районы 1,3
на всей территории 1,2
Республика Башкортостан 1,15
Республика Алтай 1,4
Республика Адыгея Нет

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО СНТ: ВСЕ САМОЕ АКТУАЛЬНОЕ ОТ РАЗРАБОТЧИКОВ

Документ «Закрытие месяца» находится в панели разделов «Регламент». Данный документ, проводит большую часть регламентных операций по бухгалтерскому и налоговому учету.

Бюджетная заявка – это документ, согласно которому региональное казначейство резервирует на расчетном счете государственного учреждения определенную сумму денег для определенной цели (например, для …

Принят закон «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы».

С 1 января 2021 года:

— минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге;
— минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;
минимальный размер пенсии — 43 272 тенге;
— МРП — 2 917 тенге;
— величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 34 302 тенге.

Пенсии повысят с 1 января 2021 года на 7 процентов.

В Налоговый кодекс внесены изменения по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц.

В частности, добавлены налоговые вычеты для многодетной семьи, по добровольным пенсионным взносам, на обучение, на медицину, по вознаграждениям, по страховым премиям.

Также к доходам от занятия частной практикой добавлены доход ЧСИ, адвоката и профессионального медиатора.

Минимальная зарплата в Казахстане

Правовой документ по утверждению базовых показателей является Закон РК «О республиканском бюджете». Согласно нему, минимальная зарплата по Казахстану в 2022 году по сравнению с 2018 годом увеличилась на 33% и составила 42 500 тенге или 105 долларов по текущему курсу. Отмечаем, что МЗП отличается от прожиточного минимума – его же размер 31 383 тенге. Именно на такие суммы можно прожить в Казахстане, покупая продукты и оплачивая коммунальные услуги.

Казахстан не скрывает, что стремится попасть в список 50 экономически конкурентных стран. Для этого запланировано диверсифицировать экономику, что в итоге должно дать 500 000 рабочих мест и повысить уровень заработной платы в целом по стране. В идеале планируется добиться индекса Кейтца 50%, так как сегодня показатель отстает и находится на отметки 37,9%.

Структура налоговой системы

В Казахстане налоги с зарплаты взимаются согласно структуре налоговой системы, которая состоит из нескольких компонентов:

Компонент Описание
НДФЛ (налог на доходы физических лиц) Взимается с доходов граждан в виде процента от заработной платы.
Пенсионный взнос Обязательный платеж, взимаемый с зарплаты для формирования пенсионного фонда.
Социальный налог Взимается с зарплаты в виде процента и направляется на финансирование социальных программ.
Обязательное медицинское страхование Платеж, обеспечивающий доступ к медицинским услугам в государственных медицинских учреждениях.
Территориальный налог Взимается на местном уровне на основании местных законов и регуляций.

Размеры этих налогов могут меняться каждый год и устанавливаются правительством Казахстана.

Индексация заработной платы

Индексация заработной платы — это процесс пересмотра размеров заработной платы работников с целью учета инфляции и обеспечения роста их реальных доходов. В Казахстане индексация заработной платы проводится ежегодно в соответствии с решением Правительства.

Основными причинами проведения индексации заработной платы являются:

  • Сохранение покупательной способности работников;
  • Стимулирование экономического роста и повышение уровня жизни населения;
  • Социальная защита работников при росте инфляции.

Индексация заработной платы происходит на основе индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен — это статистический показатель, отражающий изменения цен на потребительский рынок.

Расчет индексации заработной платы осуществляется по следующей формуле:

  1. Расчет среднемесячной заработной платы работников за определенный период;
  2. Расчет индекса потребительских цен на начало и конец периода;
  3. Определение процента изменения индекса потребительских цен;
  4. Умножение процента изменения индекса потребительских цен на среднемесячную заработную плату работников.

Результатом расчета является размер индексации, который добавляется к текущей заработной плате работников.

Индексацию заработной платы проводят для различных категорий работников, включая государственных служащих, работников образования, здравоохранения и других отраслей экономики.

Пример размера индексации заработной платы
Год Индекс потребительских цен Индексация заработной платы
2020 100
2021 105 +5%
2022 110 +5%
2023 115 +5%

В приведенном примере можно видеть, что с 2021 по 2023 год индексация заработной платы составляет 5% в год. Это означает, что размер заработной платы работников увеличивается на 5% каждый год.

Индексация заработной платы является важным инструментом социальной политики государства и способствует повышению уровня жизни населения и поддержанию социальной стабильности.

Расчет заработной платы в 2022 году с примерами

Доход работника Ежевикиной А.А. в январе 2021 года составил 50 000 тенге. Это совокупный доход работника за месяц и он менее 25 МРП (72 925 тенге в 2021 году).

Работник имеет право на вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге, вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС.

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 50 000 * 10% = 5 000 тенге

Расчет ВОСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 50 000 * 2% = 1 000 тенге.

Расчет ИПН

Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет. Облагаемый доход работника: 50 000 — 5 000 (ОПВ) – 1 000 (ВОСМС) – 42 500 = 1 500 тенге; Уменьшаем облагаемый дохода работника на 90%: 1 500 – (1 500 * 90%) = 150 тенге 150 * 10% = 15 тенге

Расчет СО

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге). 50 000 – 5 000 (ОПВ) = 45 000; 45 000 * 3,5% = 1 575 тенге.

Расчет СН

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет. 50 000 – 5 000 (ОПВ) – 1 000 (ВОСМС) = 44 000 тенге. 44 000 * 9,5% = 4 180 тенге; 4 180 – 1 575 (СО) = 2 605 тенге.

Расчет ООСМС Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 50 000 * 2% = 1 000 тенге.

Система оплаты труда определяется условиями трудового, коллективного договоров и (или) актами работодателя.
При этом условия оплаты труда, определенные соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами РК.
Трудовой кодекс обуславливает минимальные гарантии прав и свобод в сфере труда, которые не подлежат снижению. Стороны трудового, коллективного договоров могут изменить этот минимум в сторону улучшения.
При разработке систем оплаты труда работников работодателям следует в первую очередь руководствоваться нормами Трудового кодекса, в соответствии с которыми работодатели обязаны обеспечить соблюдение для работников государственных гарантий в области оплаты труда, которые, согласно статье 102 Трудового кодекса, включают:
— минимальный размер месячной заработной платы (МРЗП);
— минимальный размер часовой заработной платы;
— оплату за работу в сверхурочное время;
— оплату за работу в праздничные и выходные дни;
— оплату за работу в ночное время;
— ограничение размера удержаний из заработной платы работника;
— порядок и сроки выплаты заработной платы.
Системы оплаты труда разрабатываются с учетом специфики и видов деятельности организации, ее структурных подразделений, особенностей трудовых и производственных процессов, организационной структуры, численности работников, других факторов и должны способствовать усилению заинтересованности как конкретного работника, так и коллективов работников в конечных результатах деятельности организации, в том числе в получении прибыли, выполнении показателей социально-экономического развития организации и гибко реагировать на их изменение.
Основными принципиальными требованиями, предъявляемыми к системам оплаты труда, являются обеспечение равной оплаты за равный труд и усиление ее зависимости от результатов деятельности.
Существуют две формы оплаты труда: повременная и сдельная.
Повременная форма оплаты труда – оплата труда, при которой размер заработной платы определяется в зависимости от фактически отработанного времени и установленной в зависимости от квалификации тарифной ставки рабочего (должностного оклада служащего).
Сдельная форма оплаты труда – оплата труда в зависимости от его результатов, когда за каждую произведенную единицу продукции (работы, услуги) надлежащего качества устанавливается определенный размер заработной платы – сдельная расценка.
Эти формы имеют различные системы.
Системы повременной формы оплаты труда:
— простая повременная система оплаты труда;
— повременно-премиальная система.
Системы сдельной формы оплаты труда:
— простая сдельная система;
— сдельно-премиальная система оплаты;
— аккордная система;
— прогрессивная сдельная система;
— регрессивная система оплаты;
— косвенная система оплаты;
— коллективная (бригадная) сдельная система.
Система оплаты труда может формироваться на основе тарифной, бестарифной или смешанной системы.
Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифную ставку (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты.
Бестарифная система оплаты труда основывается на долевом распределении средств, предназначенных на оплату труда, в зависимости от критериев и на принципах оценки профессиональных качеств работников и их вклада в конечный результат.
Смешанная система оплаты труда может содержать элементы как тарифной, так и бестарифной систем оплаты труда.
Тарифные ставки (часовые, дневные, месячные) определяют размер оплаты труда за соответствующую единицу рабочего времени (час, день, месяц).
Тарифная сетка включает в себя тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты.
Тарифный разряд является показателем сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника.
Тарифный коэффициент представляет собой отношение между тарифной ставкой соответствующего разряда и тарифной ставкой первого разряда, т. е. он определяет, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда, коэффициент которого, как правило, принимается за единицу.
Для практического применения тарифной системы оплаты труда необходимо также использование квалификационных и тарифно-квалификационных справочников.
Рассмотрим примеры по применению форм и систем оплаты труда на предприятиях.

Пример 1. (простая повременная форма оплаты труда)

Работник принят в организацию с 17 января 2022 года. Должностной оклад работнику установлен в размере 234 000 тенге в месяц. Режим работы в организации – пятидневная рабочая неделя. Необходимо начислить фактическую заработную плату за январь.
По производственному календарю при пятидневной рабочей неделе в январе 2022 года – 18 рабочих дней.
На период с 17 по 31 января 2022 года приходится 11 рабочих дней.
Порядок начисления:
– определяем дневной заработок менеджера: 234 000 тенге / 18 раб. дн. = 13 000 тенге;
– заработная плата за фактически отработанное время в январе составит: 13 000 тенге × 11 раб. дн. = 143 000 тенге.

Пример 2. (повременно-премиальная система оплаты труда)

Оплата работы рабочего производится по часовой тарифной ставке 2 000 тенге. За февраль 2022 года работником фактически отработано 120 часов. На предприятии пятидневная рабочая неделя, оплата труда повременная, за качественное выполнение работ установлена премия в размере 25 %. Необходимо начислить фактическую заработную плату за февраль.
Порядок начисления заработной платы:
– определяем ��актическую заработную плату за часы: 2 000 тг. × 120 ч.= 240 000 тенге;
– определяем сумму начисленной премии за февраль: 240 000 тенге × 25 % = 60 000 тенге;
– сумма начисленного заработка за февраль составит: 240 000 + 60 000 = 300 000 тенге.
При применении сдельных систем оплаты труда важнейшим элементом организации заработной платы рабочих является сдельная расценка.
Сдельная расценка – размер оплаты за выработку единицы продукции или за выполнение определенной операции в единицу времени.
Если на выполняемую работу установлена норма выработки, сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки на, соответствующей разряду выполняемой работы, часовую (дневную норму выработки).
Сдельная расценка может быть определена также путем умножения часовой или дневной тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.
Вместе с тем изменение нормы выработки (нормы времени) влечет за собой соответствующий пересчет сдельных расценок.
При расчете сдельных расценок необходимо соблюдать соответствие единиц времени, за которые берутся тарифные ставки, единицам времени, относительно которых устанавливаются нормы. Если установлена сменная норма выработки, то при расчете расценки используется дневная (сменная) тарифная ставка; если установлена часовая норма выработки, то для определения расценки используется часовая тарифная ставка.

Работодателям на заметку

С начала следующего года казахстанские работодатели должны будут вносить обязательные пенсионные взносы за тех сотрудников, которые родились после 1 января 1975 года. Эта категория работников выбрана неслучайно. Согласно изменениям в пенсионном законодательстве, они не будут получать солидарную пенсию по возрасту, а положенные после выхода на заслуженный отдых выплаты будут формироваться за счет базовой пенсии от государства, накопительной (из средств от обязательных и добровольных пенсионных отчислений в ЕНПФ), а также взносов работодателей. Величина ОПВР со следующего года составит 1,5% от уровня заработной платы сотрудника. В последующие годы (до 2027 года включительно) будет увеличиваться на один процент: 2,5; 3,5; 4,5. В 2028-ом году отчисления будут равняться пяти процентам от суммы дохода работника.

«Ежемесячный доход сотрудника должен быть не меньше установленного показателя минимальной заработной платы. В 2024-ом году МЗРП составит 85 тысяч тенге. Максимальная сумма для исчисления ОПВР в 2024-ом году – 50 МЗРП или 4 млн 250 тысяч тенге. Казахстанцы, занимающиеся частной практикой и(или) индивидуальные предприниматели, и, не имеющие счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, вносят ОПВР в ЕНПФ наличными деньгами в банк для их последующего перечисления в пенсионный Фонд», – говорит главный специалист департамента организации выплат и информирования АО «ЕНПФ» Гульнур Агайдарова


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *