Тюремные касты в странах бывшего СССР, кастовое деление и внутренние распорядки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тюремные касты в странах бывшего СССР, кастовое деление и внутренние распорядки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Так, в некоторых жестких красных колониях администрация использует сексуальное насилие в качестве наказания, а угрозу его применения – как устрашение. Тюремный консультант не приветствует сохранение кастового деления в среде заключенных и не пропагандирует его, но считает нужным с ним ознакомить, поскольку это объективно существующее явление и с ним часто приходится считаться.
Место «козлов» в тюремной иерархии
Отличительный знак — толстый стальной трос вокруг пояса с оплетённым концом. Во множестве состояли из осужденных красноармейцев. Представляли собой мощную силу в период 1945—1953 гг.
Разрешение проблемы «по понятиям» обычно происходит следующим образом: обвинитель делает «предъяву», после чего «обосновывает» ее. Задача обвиняемого при этом – «ответить». При выяснении отношений между арестантами блатной играет роль своеобразного «мирового судьи», объясняя обоснованность «предъявы» и «спроса». Также он решает судьбу виновника, определяя для того наказание.
Телец не хочет, чтобы в его жизнь вошли новые факты или знания, которые полностью меняют мировоззрение. Он боится, что что-то изменится.
При пахане — что-то вроде президентской команды, несколько блатных, каждый из которых занимается своим делом: один присматривает за мужиками, другой — за «общаком» (так называется общая арестантская казна), третий — еще за чем-нибудь.
Основные категории заключенных
На тюремном жаргоне заключенных принято делить на масти. Всего существует 4 основных категории арестантов с некоторыми подвидами. Основные масти известны во всех тюрьмах на постсоветском пространстве.
Характерной особенностью тюремной иерархии является простота перехода из высокой касты в низкую. Этот процесс называют опусканием. Тем не менее, термин «опустить» чаще применяется в более узком смысле. Его используют при зачислении заключенного в касту петухов. То есть, арестант становится опущенным – представителем низшего класса, человеком второго сорта, не имеющим прав и достойным всеобщего презрения.
Таким образом, пасть на самое дно в российской тюрьме не составляет особого труда. Куда сложнее подняться, перейдя из низшей касты в высшую. Этот путь в большинстве случаев крайне сложен, а нередко и вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом по масти, арестанту достаточно взять вещи заключенного-петуха или же сесть за «петушиный» стол в столовой. Причем неважно, произошло это по желанию осужденного или по незнанию. Перейти же из петухов в другую касту не представляется возможным.
Ниже мы подробнее рассмотрим каждую из основных мастей в советских тюрьмах.
- То есть таких ИУ, где сильна неформальная власть «блатных» лидеров; «зона» на уголовном жаргоне, а также в разговорной речи, означает исправительную колонию. В реалиях российской пенитенциарной системы существуют два основных типа ИУ в зависимости от жёсткости установленного в них режима (не формального — общий, строгий или особый — а реально действующего, на практике имеющего множество нюансов) и отношения администрации к уголовным ценностям, ёмко и лаконично передаваемые терминами «чёрные зоны» и «красные зоны».
- То есть специализированных ИУ, предназначенных для заключения бывших сотрудников полиции (в некоторых странах — милиции); «зона» на уголовном жаргоне, а также в разговорной речи, означает исправительную колонию. В реалиях российской пенитенциарной системы существуют два основных типа ИУ в зависимости от жёсткости установленного в них режима (не формального — общий, строгий или особый — а реально действующего, на практике имеющего множество нюансов) и отношения администрации к уголовным ценностям, ёмко и лаконично передаваемые терминами «чёрные зоны» и «красные зоны».
Базовые тюремные понятия
Чтобы репутация не опустилась ниже плинтуса, а жизнь в тюрьме не висела на волоске, нужно запомнить базовые понятия. В правильных тюремных хатах действуют строгие правила.
Пресекается любое применение физической силы. Здесь запрещены вымогательства и любой эпизод подавления личности. Интересы каждого заключенного учитываются в той мере, в которой никто не будет ущемлен.
Новому сидельцу обитатели камеры (братва) должны все показать, рассказать, как нужно себя вести. Только после того как новенькому все расскажут и покажут, можно будет спрашивать с него. По теремных законам с новенького в тюрьме нет спроса, потому что пока он не знает тюремных законов.
На зоне порядок поддерживается с помощью правильных понятий – неформальных тюремных законов, а также тюремных правосудий, осуществляемых с помощью тюремных разборок.
Очень многие нюансы в правильных понятиях обычному человеку могут показаться дикими, жестокими и бессмысленными.
Понятия – это неписаные законы арестантской жизни. Понятия не регулируются официальным законом. Акцент на понятиях в тюремной жизни ставится на личной свободе заключенного и общем благе.
Если в камере побьют человека, который повздорил с кем-то из «верхушки» камеры и об этом узнает администрация, то всем будет плохо: и смотрящим, и «торчкам», и другой «блатате».
Но если в камере поймают «крысу», укравшую у сокамерника сигареты, то никакой экзекуции не будет. Единственное, что могут сделать, так это посадить в разные камеры того кто бил и того, кто крал.
Основные категории («масти») заключённых
В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основные категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую, этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле — перевод заключённого в касту «петухов». В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует.
«Блатные» («чёрные», положенцы, авторитеты) — высшая каста в иерархии. Это, как правило, профессиональные преступники. Зачастую именно «блатным» принадлежит реальная власть в тюрьме или на зоне. Существует много требований к претендентам на статус «блатного»: например, «блатным» не мог стать заключённый, служивший в армии, работавший официантом, таксистом и прочей обслугой (то есть т. н. «халдеем»), правда, в последнее время некоторые из этих требований смягчились или были вовсе отменены. «Блатные», как правило, в зоне не работают; там же, где это допускается, «блатной» не должен занимать никакой официальной должности (в противном случае он автоматически становится «козлом»).
«Блатные» имеют право распоряжаться «общаком» — выделять деньги на взятки или на «грев». Обязаны заботиться о снабжении зоны по нелегальным каналам продуктами, чаем, алкоголем и т. д., разрешать возникающие споры между заключёнными с точки зрения неписанных уголовных «законов», «по понятиям» (по этим законам, «правильные» заключённые в случае конфликтов могут обращаться только к блатным, и ни в коем случае — к администрации мест заключения). Разрешая проблему «по понятиям», обвинитель делает «предъяву», «обосновывает» её, а обвиняемый «отвечает». «Блатной» в такой ситуации выступает в роли «мирового судьи» и определяет обоснованность «предъявы» и «спроса», а также принимает решение о необходимости наказания виновника, и каким оно будет. За несправедливо вынесенное решение с «блатного» также могут «спросить».
Сами «блатные», как правило, называют себя не «блатными», а «арестантами», «босяками», «путёвыми», «бродягами» и т. д. Если человек будет пытаться выдать себя за «блатного», но при этом таковым не является, то его за это могут наказать вплоть до опускания или нанесения инвалидности.
Самодостаточные прокаженные
Психологи, проводившие в ряде российских МЛС исследования поведения заключенных, принадлежащих к различным мастям-кастам, пришли к любопытным выводам относительно самопозиционирования представителей низшей из тюремных категорий зеков – «опущенных» («петухов», «обиженных» и т.п.). Они, как правило, не хотят покидать свой, отгороженный от основной массы заключенных, мирок – с персональными углами для ночлега в тюремных камерах или в отрядах колоний, предназначенной только для них посудой и другими «выделенными привилегиями». Там их никто не трогает, они сами по себе. Более того, «опущенные» в какой-то степени чувствуют собственную необходимость в системе тюремного мира, отдавая себе отчет в том, что их грязную работу (уборка отхожих мест, производственных помещений, чистка выгребных ям и т.д.) больше делать некому. Между тем отгороженность «опущенных» от остальных зеков обусловлена не только и не столько брезгливостью по отношению к ним со стороны сокамерников, сколько страхом «зафоршмачиться», «загаситься», вступив в контакт с «петухами».
Это однозначно самая низшая каста. Общепринятыми названиями таких людей были также «голубые» или «петухи».
В числе «опущенных» оказывались люди нетрадиционной сексуальной ориентации (а в тогдашнем законодательстве за это была уголовная статья). Также зачастую уже в самих лагерях «опускали» бывших милиционеров, представителей госорганов и тому подобных работников. Но бывало и так, что среди «опущенных» оказывались и другие люди: например, стукачи (доносчики), или не отдавшие карточный долг, или просто слабые духом, «сломавшиеся» люди.
Кадр из фильма «Беспредел»
На «петухов» возлагали самые худшие и грязные виды работ, им выделяли только худшие места в общих камерах. К их личным вещам (обычно набор этих предметов ограничивался одеждой и металлической посудой) никто не должен был прикасаться, для этого даже делались отметки на предметах — миску и ложку иногда помечали дырками. К самим «опущенным» также не прикасались, с ними не разговаривали (только озвучивали команды и требования), а замеченный в малейшем контакте с «петухом» или его вещами человек сам становился «заполосканным» — еще не «опущенным», но как бы под подозрением.
Была, конечно же, практика гомосексуальных насильственных отношений с «петухами»: «опущенные» должны были обслуживать «блатных», а иногда и «козлов». Между «мужиками» и «петухами» такая практика была редка. Это считалось внутрилагерной проституцией — за каждый такой акт опущенному давали мизерное поощрение.
В некоторые периоды существования ГУЛага или в отдельных лагерях иногда возникали дополнительные касты заключенных. Например, в период ВОВ и в послевоенные годы лагеря заполнялись «вояками» — дезертирами с фронта, заподозренными в коллаборации с врагом.
Какие женщины становятся авторитетами в русских тюрьмах
- Уметь делиться с другими, то есть скидывать свою долю в общак.
- Относиться с уважением и почтением к родителям и старикам.
- Не жаловаться, то есть не стучать на условия жизни или на других отбывающих наказание.
- Не воровать.
- Еще один важный закон, за неисполнение которого могут серьезно наказать — не обвинять других отбывающих наказание без веских оснований или без наличия достаточных доказательств.
- Не использовать скверно словные выражения, обзывательства и любые другие маты без видимых на то причин. Да-да, это может быть странно, но в тюрьмах запрещено материться.
- Отвечать за все высказанные слова. Другими словами, нельзя взять и просто так пригрозить другому человеку, если угроза просто словесная.
Одни из самых презираемых в женских МЛС – героинщицы, наркоманки с большим стажем. Это выхолощенные в моральном плане особи, способные продать и предать буквально за щепоть чаю, кусок мыла или сигарету. Любую стоящую информацию, исходящую от новой знакомой, они стараются «монетизировать», стуча администрации МЛС.
Что такое «прописка»?
Если камеры с уголовниками избежать не удалось, предстоит «прописка» и проживание на общепринятых условиях.
Изначально никто не настроен причинить вред новичку, но никому не безразлично, с каким человеком приходится отбывать срок, общаться и взаимодействовать длительное время. Поэтому формально прописка — это испытания в виде заковыристых вопросов, как быстрый способ узнать сокамерника, понять, какого отношения он к себе заслуживает.
«Прописка» стала своеобразным ритуалом провокационного характера, принимающим различные оттенки. Поэтому новичку без опыта поможет знание о том, как входить в хату на зоне. Первый день на зоне вскрывает суть человека и бесповоротно ставит на нём клеймо, хотя цель прописки — проверка, а не причинение зла. Отвечать нужно исключительно правдиво, никакую ложь при её обнаружении не простят.
Зачастую нужно сделать выбор из двух заведомо проигрышных вариантов, но ответ, избегающий конкретных значений, может оказаться вполне устраивающим. Рекомендации о том, как грамотно войти в хату на зоне, сводятся к приниципу твёрдости и однозначности в ответах, при которых, однако, допустим философский подход.
Словосочетание «мусульманская каста» (как и «христанская») по существу является оксюмороном. Сами положения ислама оттвергают деление людей на сорта и предписывают халифу стоять на молитве в одном ряду с какими угодно единоверцами, включая бедняков и рабов. Не случайно после завований Великих Моголов ислам особенно охотно принимали представители низших каст, включая неприкасаемых: новая вера автоматически повышала их статус, выводя за пределы кастовой системы.
«Петухи» или «опущенные»
Самая низшая каста в тюремной иерархии. Не сказать чтобы многочисленная в процентном соотношении с другими мастями, но к «опущенным» условно можно отнести также опустившихся зеков – «чушков», не следящих за собой, не мытых, грязно одетых. «Чушко», как и «петухов», на зоне сторонятся и их место часто также у параши. «Петух», строго говоря, – пассивный гомосексуалист. Либо «голубой» (вне зависимости от активно-пассивной позиции), пришедший таковым с воли, либо «обиженный» уже на зоне. «Петухи» не обладают на зоне никакими правами, они изгои, от которых остальные сидельцы стараются максимально дистанцироваться – у «голубых» своя посуда с дыркой и собственное место поближе к туалету. Вся грязная работа в неволе – мытье сортиров, обслуживание помойных ям и многое другое – на «опущенных». Слово «петух» и родственные ему слова – «курица», «курятник», «гребешок» и все остальные, хоть каким-то образом связанные с этой птицей – очень оскорбительны по отношению к конкретному осужденному, за них сразу же требуется призывать к ответу, иначе этот статус также, как и с «козлом», к зеку может прилипнуть, и уже безвозвратно.
Место «козлов» в тюремной иерархии
Так, в некоторых жестких красных колониях администрация использует сексуальное насилие в качестве наказания, а угрозу его применения – как устрашение. Тюремный консультант не приветствует сохранение кастового деления в среде заключенных и не пропагандирует его, но считает нужным с ним ознакомить, поскольку это объективно существующее явление и с ним часто приходится считаться.
Отличительный знак — толстый стальной трос вокруг пояса с оплетённым концом. Во множестве состояли из осужденных красноармейцев. Представляли собой мощную силу в период 1945—1953 гг.
Разрешение проблемы «по понятиям» обычно происходит следующим образом: обвинитель делает «предъяву», после чего «обосновывает» ее. Задача обвиняемого при этом – «ответить». При выяснении отношений между арестантами блатной играет роль своеобразного «мирового судьи», объясняя обоснованность «предъявы» и «спроса». Также он решает судьбу виновника, определяя для того наказание.
Телец не хочет, чтобы в его жизнь вошли новые факты или знания, которые полностью меняют мировоззрение. Он боится, что что-то изменится.
При пахане — что-то вроде президентской команды, несколько блатных, каждый из которых занимается своим делом: один присматривает за мужиками, другой — за «общаком» (так называется общая арестантская казна), третий — еще за чем-нибудь.
Какой он, закон тюремный?
Тюремные понятия и законы, запреты строго соблюдаются «правильными» арестантами. По сути, смысл правил поведения в местах лишения свободы такой же, как и нормы жизни на свободе. Просто заключенные выражают это на своем, им более понятном, языке (или жаргоне).
Итак, основные тюремные понятия и законы заключенных сводятся к следующему:
— Выделять долю в общак, то есть уметь делиться, отдавать свое.
— С почтением относиться к старикам, родителям.
— Не стучать, то есть не доносить на других заключенных администрации колонии или тюрьмы.
— Не «крысятничать», то есть не воровать у своих.
— Не предъявлять обвинения без наличия на то оснований, доказательств.
— Не материться, не оскорблять без причины (удивительно, но в местах лишения свободы запрещено нецензурно выражаться).
— Отвечать за свои слова. Это означает, что нельзя просто пригрозить кому-то: если уж сказал, так нужно делать. Никаких изменений ситуаций, или «нечаянно» в местах лишения свободы не существует.
Все вышеперечисленные законы являются достаточно жизненными и человечными, а также легко применимыми (с некоторыми поправками) в повседневной жизни на свободе.
Есть и такие тюремные законы и понятия, правила, которые обычному человеку понять достаточно сложно. К примеру, нельзя вмешиваться. Так, если один заключенный решил покончить жизнь самоубийством, отговаривать его остальным осужденным нельзя. Если он просит лезвие (чтобы перерезать вены или горло) – его дадут.
Странным для законопослушного гражданина будет и то, что в тюрьме запрещается поднимать что-либо с пола. Даже если у заключенного на пол упала шапка, поднимать и тем более носить ее дальше уже нельзя.
Тюремные загадки с ответами:
“Шерстяные” чаще всего встречается в СИЗО, в лагерях они как правило быстро примыкают к активистам («козлам»). Существуют отдельные камеры в СИЗО, которые заключенные так и называют “шерстяными”. Так, например, “пресс-хаты”, по определению “шерстяные”, поскольку те, кто прессует других заключенных, в арестантской среде считаются крайне непорядочными. (при этом не все “шерстяные” камеры обязательно “пресс-хаты”). Вне зависимости от причины ухода в «шерсть», вернуться обратно в “мужики” уже невозможно. Впрочем, любой переход из низшей касты в высшую в тюремном мире не предусмотрен.
[AdSense-F]
«Козлами» («красными», «вязанными», «активистами») называют тех, кто идет на открытое сотрудничество с администрацией исправительного учреждения. Такое сотрудничество может выражаться по-разному. Некоторые заключенные идут работать в отряды хозобслуги, другие занимают должности завхозов или библиотекарей в колониях. Иногда «козлы» выполняют для администрации учреждения откровенно карательные функции, прессуя других заключенных.
Масти на зоне неизменны. Из низшей касты нельзя перейти в более авторитетную. Так, «козел» никогда не станет «мужиком» или «блатным». А вот попасть в самую низшую касту можно.
Такая масть, как «петух», — настоящий кошмар для заключенного. Арестантам, попавшим в данную касту, на зоне живется, мягко говоря, не просто. Эту группу заключенных еще называют «обиженными», «опущенными», «неприкасаемыми». К этой масти относятся пассивные гомосексуалисты и заключенные, наказанные посредствам совершения с ними полового контакта. Причем, самого полового акта может и не быть: арестанту могут просто провести половым органом по губам, и с этого момента он будет считаться «петухом».
Представители данной масти являются изгоями: к ним нельзя прикасаться, нельзя у них ничего брать. «Петухи» пользуются отдельной посудой, имеют отдельное спальное место (как правило, при входе в камеру). С ними не принято разговаривать. «Петухам» запрещено приближаться к остальным заключенным ближе, чем на три шага. Именно они выполняют самую грязную работу в тюрьме — чистят сортиры, моют плац.
На некоторых зонах есть и совсем странные законы. Особенно это касается колоний, в которых содержатся несовершеннолетние преступники. К примеру, нельзя ничего поднимать с пола, нельзя докуривать сигарету за арестантами, которые входят в более низкие тюремные касты.
Есть такие тюрьмы, в которых могут опустить только за то, что заключенный сходил в туалет и не помыл руки или заштопал себе носки.
Бывают и такие колонии, в которых в бане принято мыться двумя мочалками — одна до пояса, вторая — для всего остального. Полотенце, которое принято называть «вафельным», на зоне считается «полотенцем в клеточку». И очень не поздоровится тому заключенному, который этого правила не знает.
Иерархия тюремных каст
В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основных категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую (этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле — перевод заключённого в касту «петухов»). В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует.
Краткая история явления
Все начинается с 20 века. По описаниям из художественных работ, мемуаров и всего такого прочего.
Одна из автобиографических книг приводит нас к размышлениям о том, что еще в России до революции уже были первые петухи. Например, есть описания жизни во Владимирской пересылке.
Есть описания того, что под койками обычных зеков, жили еще и другие граждане. К которым отношение было по меньшей мере презрительное. А еще из называли женскими именами. За определённые услуги им давали чай, махорку. Или просто били.
Есть и другая версия происхождения этого явления. В частности, эта версия опирается уже на тридцатые и сороковые года прошлого столетия. Когда начали попадать малолетние в места не столь отдалённые. В результате чего, там началось принуждение к гомосексуальным контактам. Версия рациональная, так как на малолетке и сегодня ад и Израиль.
Есть версия и такая, что уголовники старались сохранить свою власть на зонах в 50х годах. Всеми доступными способами. Из-за чего, расправлялись со своими оппонентами самыми жестокими способами. В том числе, и изнасилованиями.
Есть и более простая версия. Версия о том, что петухи завелись благодаря блатным. Которые хотели удовлетворять свои естественные потребности. За взятку тогда нельзя было проституток провезти на зону. Вот и начали пользоваться тем, что есть.