Штраф за несоблюдение дистанции при ДТП Беларусь
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несоблюдение дистанции при ДТП Беларусь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Можно договориться с другим участником аварии оформить европротокол. Отличный вариант, если нанесенный ущерб «вписывается» в 400 евро. Для оформления бланка извещения о ДТП (так называется «европротокол») должны сойтись несколько условий: повреждены только машины, оба участника аварии трезвы, имеют права соответствующей категории и действительные страховки. Ну и, конечно, не забудьте на всякий случай положить в бардачок несколько экземпляров самих бланков (тьфу-тьфу, пусть не пригодятся).
Самый простой и цивилизованный путь — европротокол
Европротокол оформляется в двух экземплярах: оригинал остается у потерпевшего, копия — у вас. В страховую едет только потерпевший.
Главный плюс: ГАИ не приезжает, штрафы никому не выписывает. Ущерб возмещает страховая.
Статья 18.11. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства
1. Управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с не горящими фарами и (или) задними габаритными огнями (в темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости)
Административная ответственность за нарушение | ||
37–111 руб. | от 1 до 3 б.в |
Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения
1. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.10 настоящего Кодекса
Административная ответственность за нарушение | ||
37–185 руб. | от 1 до 5 б.в. |
О понятии дистанции в ПДД
В правилах дорожного движения отсутствует расстояние в метрах, которого должны придерживаться водители. Тем не менее, двигаясь в общем потоке, автомобилист обязан соблюдать:
- дистанцию до ТС, движущегося впереди;
- боковой интервал.
Чтобы точно определить безопасное расстояние до едущей впереди машины, необходимо учитывать скорость и тормозной путь. Как правило, понимание этого приходит с опытом, в до тех пор водителю лучше держаться подальше от других авто.
Кроме того, на дистанцию оказывают влияние следующие факторы:
- техническое состояние машины;
- погодные условия;
- качество дорожного покрытия и т. д.
Соблюдения дистанции в законодательстве Германии
Посмотрим теперь, как решается этот вопрос в других странах, где статистические показатели в разы отличаются от наших в лучшую сторону. Начнём с ПДД Германии (StVO — Straßenverkehrs-Ordnung). В § 4 этого документа сказано (перевод с немецкого в статье выполнен автором):
(1) Дистанция до идущего впереди транспортного средства должна быть, как правило, достаточной для остановки в случае, если водитель этого транспортного средства неожиданно затормозит. В свою очередь, водитель впереди идущего транспортного средства не должен прибегать к экстренному торможению без веской на то причины.
Как видим, в этой части правила ФРГ не отличаются от ПДД РФ — всё те же расплывчатые формулировки и никаких объективных показателей. А теперь заглянем в другой документ, являющийся в некоторой степени аналогом главы 12 КоАП РФ — Bussgeldkatalog (каталог штрафов). А вот там дистанции и боковому интервалу уделяется самое серьёзное внимание:
Многие дорожно-транспортные происшествия можно предотвратить, соблюдая достаточную безопасную дистанцию. При внезапном торможении впереди идущего транспортного средства можно предотвратить столкновение, если водителем выбрана дистанция, приблизительно соответствующая максимально возможному тормозному пути.
Как правило, это помогает: безопасное расстояние должно быть не менее половины значения показаний спидометра в метрах.
Несколько примеров для иллюстрации:
- При скорости 50 км/ч водители должны соблюдать дистанцию до впереди идущего транспортного средства около 25 м.
- На скорости 80 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 40 м.
- На скорости 100 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 50 м.
- На скорости 130 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 65 м.
Перечень статей КоАП РБ, регламентирующих ответственность за нарушение ПДД (штрафы по линии МВД ГАИ Беларуси)
✅ Статья 18.1 КоАП РБ
✅ Статья 18.2 КоАП РБ
✅ Статья 18.8 КоАП РБ
✅ Статья 18.10 КоАП РБ
✅ Статья 18.11 КоАП РБ
✅ Статья 18.12 КоАП РБ
✅ Статья 18.13 КоАП РБ
✅ Статья 18.14 КоАП РБ
✅ Статья 18.15 КоАП РБ
✅ Статья 18.16 КоАП РБ
✅ Статья 18.17 КоАП РБ
✅ Статья 18.18 КоАП РБ
✅ Статья 18.19 КоАП РБ
✅ Статья 18.20 КоАП РБ
✅ Статья 18.21 КоАП РБ
✅ Статья 18.22 КоАП РБ
✅ Статья 18.23 КоАП РБ
✅ Статья 18.24 КоАП РБ
✅ Статья 18.25 КоАП РБ
✅ Статья 18.26 КоАП РБ
✅ Статья 18.28 КоАП РБ
✅ Статья 18.29 КоАП РБ
✅ Статья 18.36 КоАП РБ
✅ Статья 18.37 КоАП РБ
Примечание. Не является административным правонарушением нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение дорожно-транспортного происшествия, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в Государственную автомобильную инспекцию, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников ГАИ.
Как по ПДД нужно держать дистанцию
Рассматривая правила дорожного движения, понятие «безопасная дистанция» трактуется как расстояние от транспортного средства, движущегося впереди, в том же направлении и на той же полосе, позволяющее избежать столкновение при резком торможении впереди идущего автомобиля.
При этом точных цифр не указывается. Определять размер безопасной дистанции водитель должен самостоятельно, исходя из нескольких параметров:
- тип транспортного средства;
- мощность автомобиля, скорость торможения;
- качество дорожного покрытия;
- погодные условия;
- скорость автомобиля;
- качество резины.
Так, современному мощному автомобилю в хороших погодных условиях, достаточно 3 метров для экстренного торможения.
Кто, кого и за что штрафует
Наложение любых взысканий за неисполнение Правил дорожного движения относится к компетенции сотрудников Госавтоинспекции. Даже в тех случаях, когда нарушение фиксируется без участия человека – фото- и видеофиксация, решение все равно принимается уполномоченными лицами в ГАИ.
Получить штраф за нарушение ПДД могут все его (т.е. дорожного движения) участники, и некоторые причастные к этим нарушениям лица.
Получить взыскание в виде штрафа могут:
- Водители всех видов транспорта. Велосипедисты, лица, управляющие гужевыми повозками, всадники и погонщики скота не приравниваются, в полном смысле, к водителям автомобилей, мотоциклов и пр., но имеют свои обязанности;
- Пассажиры – к этой категории требования Правил минимальны, касаются большей частью безопасности, но штрафные санкции предусмотрены и для пассажиров;
- Пешеходы – самая многочисленная, разнообразная и, как показывает практика, недисциплинированная категория. Пешеходов штрафуют, в основном, за неправильное поведение на проезжей части, изредка – за создание помех дорожному движению;
- Прочие категории – сюда относятся должностные лица допускающие транспорт к участию в дорожном движении, обязанные следить за его техническим состоянием. Сюда же попадают ответственные за недееспособных участников движения, к примеру – родители несовершеннолетних за их нарушения.
Причиной для штрафа могут быть:
- Нарушения экологического состояния проезжей части и прилегающих территорий;
- Нарушения технического состояния и безопасности транспортных средств;
- Нарушения скоростного режима;
- Нарушения правил движения механических транспортных средств, пешеходов, велосипедистов, гужевых повозок, скота;
- Нарушения правил переезда железнодорожных путей, мостов и иных препятствий;
- Нарушения правил остановки и стоянки;
- Иные нарушения представляющие угрозу для дорожного движения.
В Республике Беларусь практикуется два способа назначения и уплаты штрафа:
- Первый вариант — нарушение устанавливается, рассматривается и наказывается на месте совершения сотрудником Госавтоинспекции. Виновник соглашается с взысканием и уплачивает штраф на месте. Это касается более легких нарушений;
- Второй вариант — по факту нарушения составляется протокол, у нарушителя временно изымается водительское удостоверение. Штраф назначается специальной комиссией. Так происходит рассмотрение более тяжких нарушений.
Если возникнет нужда разобраться с конкретной ситуацией, удобней и безопаснее будет сверяться именно с Правилами, а не доверять машинному разуму. Русскоязычные поисковики легко путают «штрафы ГАИ» и «штрафы ГИБДД», а законодательство России и Беларуси часто не совпадает в квалификации нарушений и всегда не совпадает в части штрафных санкций.
Штрафы и ответственность за ДТП в Беларуси
Законодательство республики не разрешает покидать место ДТП виновнику или невиновной стороне, даже если с этим был согласен второй участник аварии. Согласно п.4 ст.18.17 КоАП Беларуси если водитель решил оставить место дорожно-транспортного происшествия на него накладывается штраф 5-25 базовых величин или он лишается прав на срок до двух лет.
Если автолюбитель своими действиями создал на дороге аварийную ситуацию, которая вынудила других участников дорожного движения изменить направление и скорость передвижения, а также заставила их использовать меры по обеспечению своей безопасности он привлекается к административной ответственности на основании п.10 ст.18.14 КоАП. Она предусматривает штраф от 5 до 25 базовых величин с лишением водительского удостоверения или без него. В п.1-9 этой статьи приводится перечень подобных ситуаций, например, несоблюдение правил движения по автомагистрали или нарушение правил движения по перекрестку.
Меры ответственности водителей республики Беларусь за действия, которые могут стать причинами ДТП
Как определяется виновник аварии
Если произошло столкновение двух автомобилей на одной полосе, движущихся в одном направлении, то виновником всегда признается водитель второй машины.
Объясняется это несоблюдением безопасной дистанции, независимо от причин, повлекших резкое торможение впереди идущего автомобиля.
В некоторых случаях нарушение ПДД происходит со стороны обоих водителей. Но это не влияет на определение виновника ДТП. Но приписать вину можно только после служебного расследования.
Для этого проводится стандартная процедура оформления места происшествия с фиксацией важных параметров:
- длина тормозного пути;
- повреждения, полученные автомобилями;
- наличие дорожных разметок и знаков;
- погодные условия;
- техническое состояние ТС.
По результатам полученных данных анализируется причастность каждого водителя к аварии. После определения виновника происшествия, информация фиксируется в документах.
С 31 января 2018 года вступили некоторые изменения в административный кодекс, которые касаются правил дорожного движения.
Изменили ст. 18.17 КоАП. В ней говорится, что теперь при совершении ДТП, когда происходит только повреждение имущества транспортного средства, то ответственность наступает по конкретным пунктам ПДД, несоблюдение которых является причиной такого дорожно-транспортного происшествия.
Отменена ответственность за забытые документы, подтверждающие право на управление транспортным средством.
Внимательно!
В связи с новыми изменениями, оплатить штраф можно будет в течение 1 месяца (ранее-5 дней), при решении оплатить такой штраф на месте (если не оплатите в срок- взыскание увеличивается на 2 базовые величины)
При наложении штрафа больше не будет изыматься талон к водительскому удостоверению.
Статья 18.19-теперь за повторное в течение года управление транспортным средством лицом, не имеющим на это права предусмотрен административный арест до 15 суток.
Также в ст.18.13 предлагалось не лишать прав за повторное нарушение скорости, однако во втором чтении законопроекта поступила инициатива о сохранении старой нормы. То есть за превышение скорости от 20 до 30 км/ч и от 30 и более км/ч, совершенных повторно в течение года-грозит лишением права на управление транспортным средством.
Сколько санкция, если виновник был пьян?
Сколько штраф: от 30 000 рублей с лишением прав от 1,5 до 2 лет до лишения свободы до 12 лет.
А теперь смотрим этот же список выше – те же меры ответственности будут применены к виновнику, если он не покинул место ДТП, но и оказался в состоянии опьянения по результатам освидетельствования приехавшими сотрудниками ГИБДД. Разумеется, кроме случаев, когда в лёгкой аварии не было пострадавших либо были, со средним или лёгким вредом здоровью. В этом случае применяется часть 1 статьи 12.8 КоАП со штрафом за езду в нетрезвом состоянии в размере 30 тысяч и плюс лишение прав на 1,5-2 года.
Отметим, что отдельная санкция последует также за нарушение ПДД, которое стало причиной ДТП (само по себе состояние опьянения такой причиной не может являться).
То есть фактически за пьяную аварию будут более жёсткие меры ответственности, чем если бы виновник был трезв.
Как избежать наказания и уехать без штрафа?
В 2021 году законодательство предоставляет возможность не вызывать сотрудников ГИБДД на место происшествия. В этом случае штраф не будет выписан никому, потому что его, собственно, некому назначить.
Таким образом, водители могут составить европротокол, но при выполнении следующих условий:
- ущерб причинён только автомобилям (нет другого повреждённого имущества),
- нет пострадавших или погибших,
- столкнулись 2 транспортных средства,
- ДТП не было бесконтактным,
- у обоих есть действующие страховки ОСАГО,
- обстоятельства не вызывают разногласий, в том числе по виновности (либо если есть разногласия, ДТП оформлено с помощью приложения).
Оформление европротокола является оптимальным рабочим способом избежать штрафа за ДТП. Но обратите внимание, что вы также может и его не писать, но только в том случае, если выполняются перечисленные выше условия – так гласит пункт 2.6.1 ПДД.
Уголовная ответственность
Виды правонарушений | Виды и меры взысканий |
---|---|
Статья 159. Оставление в опасности | |
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи | Наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 1 года |
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться | Наказывается арестом или ограничением свободы на срок до 2 лет |
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние | Наказывается арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 3 лет |
Статья 317. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств | |
1. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения | Наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на тот же срок |
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения | Наказывается исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения |
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | Наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения |
4. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения | Наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью |
5. Деяние, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | Наказывается лишением свободы на срок от 4 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью |
Статья 3171. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) | |
1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения | Наказываются исправительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью |
2. Те же деяния, совершенные лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное настоящей статьей | Наказываются арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок от 1 года до3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью |
Безопасность под вопросом
По-человечески Елену жаль, но эмоции оставим за рамками и проанализируем ситуацию с точки зрения закона.
Движение задним ходом разрешается при условии, если оно не создаст препятствия для других участников дорожного движения и обеспечит безопасность дорожного движения (п.73 ПДД). При этом после остановки или стоянки водитель транспортного средства, начинающий движение, обязан уступить дорогу движущимся транспортным средствам (п.58 ПДД).
Безопасность обеспечена не была, дорогу водитель, выезжающий со стоянки, не уступил, что и стало причиной аварии. Соответственно вина Елены в ДТП сомнению не подлежит.
Сама водитель при этом считает, что она нарушила правила маневрирования, а это не предполагает лишения «прав».
Логика есть, ведь ПДД под маневрированием предполагают начало движения, перестроение транспортного средства в движении из одной полосы движения в другую (перестроение), выезд транспортного средства на трамвайные пути, съезд с них, а также поворот направо и налево, разворот, съезд с проезжей части дороги, движение задним ходом (п.2.24 ПДД).
Автомобиль двигался задним ходом – значит, это маневр. Но при этом, еще раз обратим внимание, не была обеспечена безопасность других участников дорожного движения, а также водитель не уступил дорогу при выезде с места стоянки.