Совместное предприятие с иностранной компанией налогообложение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совместное предприятие с иностранной компанией налогообложение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При совместном предприятии с иностранной компанией в России его учредители имеют равные права и одинаковый доступ к вопросам управления бизнеса. Таким образом, законодательство РФ не выделяет преимущество отечественного или иностранного инвестора, создавая равные условия по управлению предприятием для обоих.

Создание совместного предприятия в России: пошаговая инструкция

Для создания СП на территории России иностранному и отечественному инвестору необходимо выполнить несколько важных этапов, среди которых можно выделить следующие.

Этап №1. Определить цель и характер совместной деятельности.

Инвестиционное сотрудничество, в том числе международного характера, в любом случае, преследует определенную цель. Прежде всего, инвесторы хотят получать прибыль от работы СП. Однако можно выделить и другие цели создания такой компании:

  • Расширение товарного ассортимента на российском рынке.
  • Быстрый и безболезненный выход на международный рынок торговли.
  • Импортозамещение иностранных товаров.
  • Поиск новых партнеров.
  • Получение новых ресурсов для производства продукции.
  • Модернизация производственных мощностей.
  • Снижение рисков в связи с увеличением числа партнеров.

Этап №2. Выбор формы организации совместной деятельности.

Как мы отметили ранее, учредители могут выбрать одну из трех форм ведения бизнеса – АО, ООО или товарищество.

Этап №3. Подписание соглашения о создании СП.

Соглашение о совместном предприятии – это основной документ, регламентирующий работу компании с иностранным участием, даже если доля зарубежных инвестиций достигает 100%. Соглашение позволяет иностранному инвестору заниматься любым видом деятельности, не противоречащим нормативно-правовым актам РФ.

Для подписания соглашения о создании СП необходимо:

  • Определить название совместного предприятия.
  • Выбрать вид деятельности – указание на код ОКВЭД.
  • Предоставить документ из торговой палаты страны-регистратора зарубежного юрлица.
  • Установить размер уставного капитала и распределить его доли между учредителями.
  • Выбрать юридический адрес расположения компании и ее государственной регистрации.
  • Предоставить паспорт руководителя предприятия.
  • Выбрать систему налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Совместное соглашение определяет порядок и закрепляет форму общей деятельности. Также документ предусматривает перечень основных направлений развития организации и контроль за работой со стороны участников общества.

Этап №4. Создание уставного фонда совместного предприятия.

Уставный фонд СП формируются за счет имущества учредителей. Это могут быть денежные средства, ценные бумаги и другое имущество, включая недвижимость. Размер и состав уставного фонда прописывается в специальном соглашении между учредителями.

Формирование уставного капитала происходит на временном счете в банке, для открытия которого необходим следующий пакет документов:

  • Заявление по установленному банком образцу.
  • Специальная карточка с образцами подписей субъектов, которые впоследствии будут распоряжаться счетом.
  • Копия общего собрания учредителей с информацией о намерении создать СП.
  • Копия соглашения о создании СП.

Этап №5. Зарегистрировать совместное предприятие.

Государственная регистрация любого совместного предприятия происходит в Инспекции Федеральной налоговой службы по выбранному ранее юридическому адресу. Чтобы зарегистрировать компанию с иностранным капиталом, в ФНС необходимо подать следующий пакет документов:

  • Заявление установленной формы.
  • Устав создаваемого совместного предприятия.
  • Соглашение о создании совместного предприятия.
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 4 тысяч рублей.

При завершении процедуры регистрации учредители получают на руки:

  • Свидетельство о госрегистрации совместной компании.
  • Лист записи ЕГРЮЛ.
  • Копию устава, заверенную в ФНС.
  • ИНН.

Организации с иностранными инвестициями

  • Организации с иностранными инвестициями создаются в организационно-правовой форме хозяйственного общества или товарищества.
  • Независимо от размера доли участия в уставном капитале иностранного инвестора такие организации имеют с момента их государственной регистрации статус организации — юридического лица с иностранными инвестициями.
  • Регистрация таких организаций осуществляется в общем порядке — налоговыми органами.

Кроме общих документов, которые требуются для регистрации любого юридического лица, здесь необходима также выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя (ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Обратим внимание, что юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке: специального разрешения для этого не требуется. Отказ в регистрации возможен только в следующих случаях:

  1. — представлены не все документы, необходимые для регистрации;
  2. — представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  3. — юридическое лицо-учредитель находится в процессе ликвидации.
  4. Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Формы совместных предприятий

Участвовать в капитале другой страны можно по-разному. Законы РФ не запрещают любых форм внешнеэкономического сотрудничества. Совместное предприятие можно разделить по следующим критериям:

  1. По размеру участия иностранного капитала: инвестор из другой страны финансирует деятельность частично или полностью:
    • если доля финансовых инвестиций составила 100%, то при регистрации СП понадобится личное присутствие руководителя инвестирующей фирмы (или всех руководителей, если в СП несколько членов);
    • если другие страны финансируют СП только частично, их представителей можно ввести в состав правления нового юрлица путем внесения доли в инвестиционный капитал.
  2. По типу представителя:
    • СП создается с иностранной компанией, то есть юрлицом;
    • иностранным партнером становится предприниматель – физическое лицо.
  3. По организационно-правовой форме:
    • общество с ограниченной ответственностью;
    • акционерное общество;
    • простое товарищество;
    • инвестиционное товарищество;
    • возмездное оказание услуг по договору;
    • работа по договору агентской деятельности.

Риски создания и функционирования совместного предприятия

Плюсы совместной экономической деятельности очевидны, они определяются поставленными задачами. Но если «что-то пойдет не так»? На какие негативные стороны СП нужно обратить внимание? Недостатки, характерные для совместного предпринимательства:

  • меньшая степень свободы в принятии решений и осуществлении действий;
  • сложность полноценного партнерства с потенциальными конкурентами инвесторов («враг моего друга – мой враг»);
  • рассекречивание ноу-хау (особенно в случае расставания партнеров);
  • частое ощутимое несоответствие капиталов компаний и, как следствие, разные «весовые категории», то есть разный уровень и цена риска;
  • финансовая и репутационная взаимозависимость;
  • возможность поглощения более сильной компанией.

На эффективность деятельности СП в негативную сторону могут сильно повлиять некоторые факторы, во многом являющиеся следствием различия экономических моделей и образа мышления иностранных партнеров:

  • неверное понимание партнерами целей и задач СП (или их умышленное искажение одной из сторон);
  • существующие или возникающие в процессе взаимодействия конфликты;
  • разногласия, обусловленные разницей культур, стилем предпринимательства и управления;
  • недостаток искренности и откровенности у партнеров, особенно на первых стадиях СП.

Некоммерческие организации или нко

Во многом незаметна, но очень распространена работа некоммерческих объединений с денежными вливаниями из-за рубежа. Основное их отличие от предыдущей группы состоит в том, что НКО как форма организаций с иностранным капиталом не преследует идею извлечения дохода из деятельности.

Разнообразие НКО по составу участников, целям и формам работы настолько велико, что для регулирования их деятельности издан отдельный Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Для НКО с участием иностранцев и даже просто получающих деньги из зарубежных источников есть еще одно понятие – иностранный агент. Подобный статус налагает на объединения дополнительные обязательства по ведению отчетности перед контролирующими органами и общественностью.

Открытие совместного предприятия

Создание и ликвидация организации с иностранным капиталом регулируется ГК РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранным капиталом, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Регистрационные данные включаются в ЕГРЮЛ для общего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган и осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Документы по регистрации могут быть направлены почтовым отправлением, представлены лично, через нотариуса в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, через Госуслуги.

К оформлению документов для регистрации установлены Правительством РФ. При этом заявитель указывает паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

При государственной регистрации при создании юридического лица представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора
  • учредительные документы юридического лица
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны или другое по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя
  • документ об уплате государственной пошлины.

При регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии при ликвидации

Датой представления документов при государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В день получения документов орган выдает расписку в получении документов с указанием перечня и даты получения заявителю.

Регистрирующий орган должен обеспечить учет и хранение всех представленных документов и не должен требовать представление документов не установленных Федеральным законом.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных ЕГРЮЛ, проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, посредством:

  • изучения имеющихся документов и сведений и возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получения объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки
  • получения справок и сведений в соответствии с проведением проверки
  • проведения осмотра объектов недвижимости
  • привлечения специалиста или эксперта

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений он вправе приостановить государственную регистрацию до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц. Срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Последовательность действий при открытии совместного предприятия

Убедившись, что создание совместного предприятия позволит максимально эффективно решить поставленные задачи, можно начинать следующий этап – поиск партнеров. Можно самостоятельно изучить рынок, либо воспользоваться поддержкой посредников.

Определившись с перечнем потенциальных партнеров, им нужно передать для ознакомления уведомление о создании совместного предприятия, содержащее развернутую информацию, включающую:

  • названия проекта;
  • общие данные;
  • базовые показатели;
  • характеристики внешнего и внутреннего рынка;
  • потенциальные схемы реализации товаров;
  • ожидаемый размера вклада от партнера.

Преимущества образования совместных предприятий

Как и любая другая форма международного сотрудничества, создание совместных предприятий с иностранными партнерами имеет ряд преимуществ, позволяющих минимизировать финансовые риски отечественных инвесторов и обеспечить оперативный рост финансовых показателей. Среди них, в частности, стоит выделить:

  • способность освоения нескольких рынков для небольших компаний, не имеющих для того финансовых возможностей;
  • возможность привлечения нескольких иностранных партнеров для повышения финансовых возможностей компании и минимизации финансовых рисков отечественных инвесторов;
  • получение статуса предприятия с иностранными инвестициями позволяет рассчитывать на полную правовую защиту и даже льготные программы налогообложения, таможенных платежей и пошлин в случае, если это будет установлено законодательством в интересах социально-экономического развития РФ;
  • привлечение иностранного капитала в отечественную экономику и т. д.

Специфика налогообложения совместных предприятий

Новые совместные юридические лица становятся полноценными обособленными налогоплательщиками. Уже изначально образованные юридические лица переходят на общую систему налогообложения. Выплата соответствующих налогов ведется в общем порядке. Параллельно допускается переход на «упрощенку». Выбор в пользу такого способа налогообложения позволяет компании легально отказаться от выплат НДС, налога на имущество и прибыль.

В ситуациях, когда компания на упрощенной системе получает прибыль или дивиденды от совершения операций с отдельными категориями долговых обязательств, на подобные доходы все-таки придется выплачивать налог. Распределяя прибыль, полученную в результате ведения предпринимательской деятельности, между участниками в качестве дивидендов, они будут облагаться налогом на прибыль по общей схеме. Это правило распространяется как на общую, так и упрощенную систему налогообложения.

Как результат, распределяя прибыль, участники смогут получить дивиденды за вычетом налога на прибыль, величина которого составляет:

  • 13% для российских организаций;
  • 15% для любой зарубежной компании.

Статья 13. Доходы от отчуждения имущества

4. Доходы от отчуждения любого имущества иного, чем то, о котором говорится в пунктах 1, 2 и 3 (недвижимое, составляющее часть постоянного представительства), подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.

3.5. Налогообложение при действии договора доверительного управления

Имущество, переданное в доверительное управление, а также приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.

Если иностранный инвестор планирует получать доход от использования имущества, то ему гораздо выгоднее не создавать в России дочернюю структуру и приобретать на нее это имущество, а заключить договор доверительного управления с российской компанией, для которой такая деятельность является основной (обычной) деятельностью (НК РФ, ст. 306, п. 9, последний абзац). Такая деятельность не будет приводить в России к образованию постоянного представительства, доход, получаемый в ходе ее не будет подлежать налогообложению у источника выплаты (НК РФ, ст. 309, п. 2; ст. 306, п.9.), имущество (за исключением недвижимости) не будет подлежать налогообложению (так как не образуется постоянное представительство иностранной организации). Налоговые последствия отсутствуют и при применении соответствующих положений некоторых налоговых соглашений.

4. Налоговый период. Отчетный период

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

5. Налоговая ставка

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В 2004 году полезно учесть то, что в отдельных регионах власти не успели принять и опубликовать законы о введении налога до 1 декабря 2003 года. Ведь по Налоговому кодексу законодательные акты, вводящие новые налоги, могут вступить в силу лишь с начала нового налогового периода и спустя месяц после его официального опубликования. Поэтому автоматически освобожденными от уплаты налога на имущество в 2004 году оказались налогоплательщики Дагестана, Калмыкии, Чукотского и Эвенкийского автономных округов, Томской и (особенно важно!) Московской областей, где власти опоздали с публикацией. В Дагестане, Калмыкии и Эвенкийском автономном округе региональные законы вообще не были приняты до 1 декабря 2003 года. В ряде регионов, в том числе в республике Карелия, Красноярском и Хабаровском краях, Архангельской, Астраханской, Калужской, Пермской, Рязанской, Свердловской областях были введены дифференцированные ставки от 0,1 до 2,2 процентов. В Ивановской области осталась прежняя ставка – 2%.

6. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи НК, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, постоянного представительства организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пункте 2 статьи 375 НК, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Поэтому есть смысл до начала осуществления инвестиционного проекта исследовать, установлены ли льготные правила, а если их пока нет, исследовать возможность добиться введения льгот. Особенно, если это касается недвижимого имущества.

7. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 Налогового кодекса.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах. Поэтому, если иностранная организация ведет деятельность в разных местах, и такая деятельность приводит в каких-то из них к образованию постоянного представительства, в этих местах и необходимо платить налог. Но если речь идет о движимом имуществе, выгоднее не иметь его на собственном балансе, а получить в аренду, лизинг или по договору совместной деятельности от той иностранной организации, деятельность которой не приводит к образованию постоянного представительства, и которая по этой причине не является плательщиком налога.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в пункте 2 статьи 375 Налогового кодекса, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

8. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 Налогового кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

9. Налоговая декларация

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
  2. Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
  3. После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
  4. В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
    • Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
    • Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

    1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    2. Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
      • какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
      • какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
      • использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
    3. Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
    4. Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.

    ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОЛНОСТЬЮ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ

    Как правило, в соответствии с законодательством большинства стран на их территориях могут создаваться и функционировать предприятия, на 100% принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам. Эти предприятия регистрируются как юридические лица страны базирования. Не является исключением и Россия.

    Организация и деятельность компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, но зарегистрированных по российскому законодательству, определяются законодательством нашей страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, уровень налогообложения, ограничения по приобретению пакетов акций в отдельных отраслях, порядок перевода прибылей, подчинение трудовому законодательству.

    Эти компании вынуждены практически “врастать” в экономику страны базирования. Они не могут избежать взаимоотношений с российской кредитно-банковской системой, налоговыми органами, с национальными поставщиками энергоресурсов и т.д.

    Если говорить о преимуществах данной организационной формы ведения международного бизнеса, то следует отметить, что практически любой бизнесмен предпочитает полностью владеть предприятием в другой стране, поскольку в этом случае упрощается контроль за его работой и нет необходимости делиться прибылью с кем-либо. До тех пор, пока нет других совладельцев, руководство свободнее в принятии мер, которые неоптимальны для конкретных операций в конкретной стране, но наилучшим образом работают на пользу компании в целом. При наличии местных партнеров свобода действий головной фирмы уменьшается, так как даже незначительные мелкие акционеры могут апеллировать к правительствам своих стран по поводу практики, ущемляющей их интересы. Даже в тех случаях, когда владельцы контрольного пакета акций действуют, как им представляется, в интересах компании, могут возникнуть конфликты с местными акционерами из-за расхождений во мнении о том, как следует вести дела. Зоны возможных конфликтов – это размер дивидендов в сравнении с объемом удерживаемой от распределения части прибыли, уровень информированности широкой публики о деятельности фирмы, степень сотрудничества с различными государственными учреждениями.

    Предприятия, полностью принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам, как и совместные предприятия, могут создаваться путем регистрации новой компании или путем приобретения местных предприятий, имущественных комплексов, в том числе и в процессе приватизации.

    Создание новой компании за рубежом – это, как правило, самый дорогостоящий вариант, требующий немало времени и сопряженный с большим риском, так как при этом приходится действовать в незнакомой обстановке. Издержки на создание компании могут быть велики. Кроме того необходимо хорошо знать местные условия, особенности рынков, а также обладать известной и авторитетной торговой маркой.

    Второй путь получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку позволяет использовать уже имеющиеся клиентуру и знание рынка местными фирмами.

    Приобретение действующего иностранного предприятия дает возможность инвестору сразу включиться в местные структуры, использовать связи и авторитет приобретаемой компании. При этом варианте намного ускоряется начало деятельности фирмы, отпадает необходимость в осуществлении бюрократических операций, связанных с регистрацией и организацией деятельности новой компании.

    Зачастую ТНК скупают акции компаний, испытывающих финансовые затруднения. Довольно часто скупке акций предшествует длительное деловое сотрудничество в производственной, торговой и финансовой сферах.

    Приобретение зарубежных предприятий – это наиболее распространенный путь, используемый нацеленными на свое развитие транснациональными корпорациями в настоящее время. Ярким примером того является, в частности, автомобильная промышленность. Так, немецкий концерн Volkswagen в последние годы приобрел несколько зарубежных фирм, в ряду которых Audi, чешская Skoda и испанская SEAT. Volkswagen выступает среди претендентов на приобретение компании Rolls-Royce Motor Cars, пакета акций шведского Volvo. BMW еще три года назад приобрел автомобильную группу Rover.

    Особенно разгораются сейчас страсти вокруг объявленной к продаже компании Rolls-Royce Motor Cars, выпускающей суперэлитные автомобили. Среди возможных покупателей, помимо концерна Volkswagen, можно назвать Ford, BMW, Daimler Benz, итальянский концерн FIAT, японскую Toyota. Борьба между ними еще впереди, но уже сейчас звучат недвусмысленные угрозы со стороны BMW прекратить поставки двигателей для Rolls-Royce Motor Cars в случае попадания компании в “плохие руки”.

    Рассматривая негативные стороны данной организационной формы ведения международного бизнеса, необходимо отметить, что, как правило, создание предприятия со 100%-ным иностранным капиталом требует от иностранного инвестора значительно большей ответственности, связано с большим риском, чем при создании СП, и зачастую предполагает более продолжительный период ожидания прибыли.

    В случае целесообразности иностранное юридическое лицо может передать часть или все управленческие функции на своем иностранном предприятии сторонней организации из страны базирования, заключив для этого с ней контракт. Целесообразность возникает в том случае, если выполнение управленческих функций сторонней организацией (при надлежащем качестве) оказывается дешевле, чем осуществление их собственными силами.

    Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и на 100% принадлежащие иностранному инвестору) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом надо отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами компаний с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества (рис. 1). Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели ставятся при создании компании, каким видом бизнеса она собирается заниматься, от числа учредителей, размера уставного капитала и т.п. Сравнительная характеристика возможных организационно-правовых форм осуществления международного бизнеса приведена в табл. 1.

    Российское налоговое законодательство разделяет понятия «источник дохода» и «источник выплаты дохода». Комиссионное вознаграждение иностранного банка за предоставление банковской гарантии при отсутствии обособленного подразделения этого банка в России не рассматривается как доход от источника в России независимо от места подписания гарантии. Соответственно российский банк, выплачивающий комиссионное вознаграждение иностранному, является только «источником выплаты» дохода. Таким образом, доход иностранного банка в виде вознаграждения за выдачу банковской гарантии не облагается налогом на прибыль в России независимо от наличия межправительственного соглашения об избежании двойного налогообложения. Налог с таких доходов не удерживается у источника выплаты без представления каких-либо документов иностранной организацией — получателем дохода.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *