Рабочий день в детских садах по закону у помощников воспитателя 2024 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рабочий день в детских садах по закону у помощников воспитателя 2024 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Большая ответственность за формирование маленький личности возлагается на воспитателя детского сада. Однако одной только эмоциональной и сердечной привязанности к детям недостаточно. Есть множество критериев, согласно которым заведующая ДОУ назначает людей на данную должность. На воспитателя возлагаются обязанности по уходу, присмотру, обучению и развитию детей ясельного и дошкольного возраста.
Общая характеристика персонала дошкольного образовательного учреждения
Воспитательница должна обладать не только педагогическими знаниями, но и быть компетентной в области детской психологии. Ведь маленький человек только начинает познавать предметный мир, сферу живой и неживой природы, учится выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, предпринимает первые попытки творческой деятельности.
При этом педагог обязан заложить в сознании ребенка правильные представления об окружающем мире, а также обеспечить развитие по таким направлениям, как познавательно-речевое, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
К современным воспитателям предъявляются высокие требования: они должны иметь высшее педагогическое образование по специальности «Дошкольная педагогика и психология», стремиться к саморазвитию и повышению квалификации, знать ФГОС дошкольного образования. Работа с большим количеством детей немыслима без помощника воспитателя.
Он проводит санитарно-гигиенические мероприятия в группе, с учетом возраста детей организует работу по усвоению ими навыков самообслуживания, оказывает посильную помощь воспитателю в проведении оздоровительных процедур для детей.
Список моющих и дезинфицирующих средств
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2020 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
Организация питания в детском саду
- Все продукты, подаваемые на стол детям должны иметь сертификаты гарантии качества.
- Нормативы СанПиН подробно прописывают требования к хранению ингредиентов и порядок их приготовления.
- Формирование меню детских блюд происходит на основании главных потребностей детского организма в определенный возрастной период.
- Нет единых требований к оформлению меню по СанПиН для детских садов в 2018 году, поскольку необходимость потребления различных продуктов связана с особенностями каждого региона.
- Распорядок приема пищи основывается на расписании дня в садике. Но при этом обязательно должны соблюдаться временные интервалы кормления детей – не более 4 часов.
- При круглосуточном нахождении ребенка в ДОУ предусмотрено: два завтрака; обед; полдник; 2 ужина.
- Если время нахождения в саду не больше 8 часов, то обязательно должно быть четыре приема пищи.
Нормирование отработанного времени педагогических работников
В отличие от других категорий профессий, педагоги имеют право на сокращенную продолжительность — до 36 часов в неделю включительно, что на 4 ч. меньше обычной. Конкретная длительность работы зависит от занимаемой учителем должности и его специальности.
При определении продолжительности указанного времени педагогов принимаются во внимание особенности их труда, поэтому она разная для всех педагогических сотрудников.
Даже в пределах сокращения для одних категорий преподавателей установлен период рабочего времени в неделю в часах, а для других — норма часов педагогической или норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю за ставку зарплаты.
Объем учебной нагрузки конкретного педагога зависит от его должности и специальности и указывается в трудовом договоре.
Установление учителю или педагогу дополнительного образования продолжительности сверх фактического объема учебной нагрузки, являющегося нормируемой частью рабочего времени, неправомерно.
Действующее законодательство указывает, что у педагогов и воспитателей должны быть короткие дни в преддверии праздников, равно как и у специалистов других профессий. Однако в нем не содержится норм и правил, как именно нужно уменьшить смену.
Как распределить рабочие часы между двумя воспитателями – решает руководство ДОУ, например, заведующая. Рассмотрим пример.
В саду трудятся два воспитателя. Один работает с 10:00 до 18:00, второй с 12:00 до 20:00. Получается две восьмичасовых смены. Заведующая может распределить часы таким образом:
- первый воспитатель уходит на час раньше, т.е. в 17:00;
- второй приходит позже – в 13:00.
ТК РФ оговаривает продолжительность смены, а не момент ее окончания. Получается, что соблюдены интересы всех сторон: сотрудники детсада трудятся в режиме укороченного дня, а родителям малышей нет необходимости торопиться за ними раньше обычного.
Заведующая вправе поступить иначе с трудовыми днями садика, руководствуясь положениями ТК РФ, как работают детские сады в предпраздничный день. Она может сократить смену второго воспитателя не «с начала», а «с конца». Он придет по обычному графику в 12:00, но покинет дошкольное учреждение на час раньше – в 19:00. Этот вариант не противоречит законодательству и отвечает личным интересам наемного специалиста.
Если руководство сада выбрало второй вариант, ему следует подготовить объявление о сокращенном дне, чтобы предупредить об изменениях родителей. Документ можно вывесить на информационном стенде в раздевалке дошкольного учреждения, а для верности сообщить новость еще и устно. Это поможет предотвратить возмущения мам и пап, не знакомых с нормами трудового законодательства.
Какие претензии часто предъявляют родители?
В 2013 году Госинспекция Министерства образования составил топ-жалоб от родителей на помощников воспитателей. В тройке самых распространенных претензий оказались:
- Няня ругается.
- Приходит в сад больной.
- Курит.
Также родители очень часто жалуются на грубость со стороны помощников воспитателей по отношению к детям, на недосмотр за посудой и бельем, на придирчивость к конкретному ребенку.
Пожаловаться на няню заведующей детского сада или в вышестоящие органы можно в случаях, если:
- Помощник воспитателя постоянно нарушает профессиональные обязанности.
- Проявляет халатность в отношении к воспитанникам.
- Применяет угрозы или физическую силу к детям.
СанПиН-2021: что изменится в работе детских садов
Воспитатели в дошкольных учреждениях делятся на младших и старших, а также есть помощники воспитателя. Разделение происходит, в первую очередь, на основе имеющегося образования. Старшие сотрудники обладают высшим образованием и большим стажем. Соответственно, они могут рассчитывать на лучшую зарплату. Например, оклад воспитателя в Москве в 2021 в статусе старшего сотрудника варьировался от 50 000 до 70 000 рублей.
Зарплата младшего воспитателя будет меньше: 25 000 – 45 000. Сотрудник имеет меньше ответственности и подчиняется старшему. Однако его обязанности такие же, как у старшего воспитателя.
Помощники (няни, нянечки) обычно не имеют профильного образования или находятся в процессе учебы. Они не должны напрямую контактировать с детьми. Их основные функции: уборка, поддержание чистоты и порядка в группах, организация питания, мелкая помощь по просьбе воспитателей. Таким образом, зарплата помощника воспитателя обычно не превышает 20 000 в месяц.
Воспитатель не должен иметь тяжелых заболеваний, физических недостатков, несовместимых с работой, или проявлять:
- агрессию;
- резкость;
- равнодушие;
- эгоизм;
- халатность;
- бестактность;
- физическую грубость.
К профессионально значимым качествам воспитателя, без которых не выжить в современном детском саду, относится:
- психическая и моральная устойчивость;
- быстрая реакция;
- умение подобрать ‘ключик’ к любому малышу и родителю;
- сдержанность, чувство такта;
- понимание;
- практичное мышление;
- способности организатора;
- активность и жизнерадостность, ведь дети берут пример, в первую очередь, с воспитателя.
К положительным аспектам можно отнести уважение в обществе, возможность менять мир в лучшую сторону через сознание детей (и родителей), самореализация и самовыражение благодаря творческой стороне профессии. Зарплата воспитателя в детском саду также радует в большинстве регионах России. И при высокой квалификации специалист всегда сможет найти хорошо оплачиваемую работу в большинстве стран мира.
То, сколько получают нянечки в садике, зависит не только от федеральных законов РФ, но и региональных нормативных актов.
Могут быть предусмотрены:
- надбавки за категорию;
- доплаты за тяжелые условия труда в размере 10%;
- доплаты за ночные смены (оцениваются по формуле: стандартный тариф + 20%);
Также можно получить дополнительную оплату за количество смен и их длительность. При работе по 10-12 часов подряд, зарплата няни в детском саду увеличивается в 1,5-2 раза.
Влияет на уровень оплаты труда и статус ДОУ.
Узкопрофильные дошкольные учреждения предусматривают отдельные надбавки за работу в тяжелых условиях. К ним относятся: языковые центры, МДОУ для детей с ограниченными возможностями, логопедические или офтальмологические дошкольные воспитательные учреждения.
Зарплаты воспитателей в России
- Пункты данного документа основываются на ФГОС дошкольного образования, утвержденного Минобрнауки (пр. №1155). В задачи инструкции входит предоставление информации, затрагивающей должностные права и обязанности, сферу ответственности и характер взаимодействия младшего воспитателя с прочими сотрудниками.
- Прием младшего воспитателя на работу и последующее увольнение осуществляются заведующим ДОУ.
- Младший воспитатель обязывается иметь среднее профобразование или среднее (полное) общее образование и профподготовку в сфере образования и педагогики. Требования к опыту работы отсутствуют.
- Младший воспитатель должен подчиняться заведующему ДОУ, а также следовать указаниям заведующего хозяйственной частью предприятия, медицинского работника и воспитателей группы.
- Правовую основу профессиональной деятельности младшего воспитателя составляют следующие документы:
- Конституция РФ;
- ФЗ «Об образовании в РФ»;
- образовательные программы дошкольного образования;
- правила и нормативы, касающиеся техники безопасности действий при ЧП;
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Федеральные госстандарты дошкольного образования;
- устав и локальные акты ДОУ;
- ПВТР, утвержденные в учреждении;
- приказы, выпускаемые руководителем;
- трудовой договор.
- Младший воспитатель обязывается иметь исчерпывающие знания, касающиеся:
- законов РФ и прочих документов, регулирующих действия воспитателей;
- базовых понятий психологической, педагогической, физиологической наук, а также особенностей оказания детям помощи при наличии угрозы для жизни;
- теоретического и практического разделов воспитательской деятельности;
- способов убедительной аргументации своей точки зрения, а также установки контакта с детьми и их родителями;
- правил, распространяющихся на уход за детьми и охрану их здоровья;
- санитарных нормативов ухода за комнатами и периодической обработки принадлежностей;
- правил внутреннего трудового распорядка, принятых в ДОУ.
- Младший воспитатель обязывается ознакомиться с должностной инструкцией младшего воспитателя ДОУ, правилами, соблюдаемыми при эвакуации, а также правилами по охране труда. Он должен завершить обучение и уметь применять навыки оказания доврачебной помощи.
К числу должностных задач, стоящих перед младшим воспитателем, относятся следующие:
- организация ежедневной активности, которая обеспечивает социализацию детям, под руководством воспитателей ДОУ;
- помощь воспитателям ДОУ, организующих занятия для воспитанников с учетом образовательной программы;
- задействование в предотвращении девиантного поведения и вредных привычек у детей;
- отслеживание соблюдения воспитанниками режима дня, принимающего во внимание их возраст;
- контроль помещений и оборудования ДОУ на предмет соответствия санитарным нормативам, включающий в себя влажную уборку, чистку ковров, обработку столовых приборов и санузлов;
- обеспечение безопасности воспитанников на период их нахождения в детском саду;
- помощь детям, пытающимся освоить навыки самостоятельного обслуживания (при учете возрастных особенностей);
- помощь в организации труда, имеющего общественно значимую направленность, среди старших воспитанников;
- ознакомление детей с нормами поведения за столом во время приема пищи, развитие представлений о гигиене и культуре питания;
- общение с родителями детей с целью передачи информации, затрагивающей компетенцию младшего воспитателя;
- помощь детям в надевании и снимании предметов одежды;
- обеспечение детей чистыми полотенцами и кипяченой водой;
- принятие участия в проведении мероприятий, направленных на закаливание и оздоровление организма;
- присмотр за детьми на протяжении тихого часа – в том случае, если воспитателю необходимо отлучиться;
- прибытие на работу заранее (за десять минут до начала официального рабочего дня);
- сохранение порядка на собственном рабочем месте, а также бережное пользование имуществом ДОУ;
- прохождение периодических медкомиссий согласно плану, созданному руководителем.
Младший воспитатель ДОУ обладает следующими категориями прав:
- проявление инициативы по совершенствованию воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
- ознакомление с проектами, разработанными заведующими ДОУ, которые затрагивают компетенцию младшего воспитателя;
- требование от административных работников обеспечения условий, требующихся для осуществления своих обязанностей;
- участие в функционировании органов самоуправления;
- ознакомление с документацией, содержащей оценку работы младшего воспитателя, и последующая дача объяснений;
- информирование заведующего или завхоза о необходимости покупки развивающих материалов или ремонта оборудования/ помещений.
- Понести наказание младший воспитатель может в следующих ситуациях:
- некорректное исполнение или отказ от исполнения своих прямых обязанностей, перечисленных в данном документе;
- нарушение УК или ГК, действующих на территории России, во время рабочего процесса;
- причинение вреда имуществу, принадлежащему ДОУ (в пределах ГК и ТК РФ).
- При нарушении сотрудником одного из вышеуказанный пунктов, его ожидает дисциплинарное взыскание (согласно 192 ст. ТК РФ).
- В случае применения насильственных методов при воспитании детей или совершении действий аморального характера, младший воспитатель может быть уволен (согласно ТЗ и ФЗ «Об образовании»). При этом освобождение от занимаемой должности не будет считаться дисциплинарным взысканием.
- Причинение ущерба ДОУ или его воспитанникам в процессе некорректного осуществления профессиональной деятельности, сотрудник несет ответственность материального характера (согласно ГЗ и ТЗ).
Когда предоставляется отпуск
Воспитатель может взять очередной отпуск (он же календарный отпуск воспитателя) фактически в любое время, но при условии, что человек уже отработал в этом дошкольном учреждении как минимум шесть месяцев. Лишь тогда сотрудник имеет право на оплачиваемый отдых, говорится в ст. 122 ТК РФ.
Если педагоги общеобразовательных заведений могут взять законные «каникулы» только лишь летом (а иначе кто будет уроки проводить?), то работники дошкольных учреждений имеют в этом случае неоспоримое преимущество и могут отдыхать в любое время года. Единственное условие, которое должно соблюдаться при этом: пока идет отпуск у воспитателя, в саду его подменяет кто-нибудь из коллег. Для соблюдения этого правила и составляется график отпусков. Как правило, кадровик/бухгалтер готовит его в конце календарного года, не позднее чем за две недели до наступления нового года (и в соответствии с пожеланиями сотрудников, если есть такая возможность), а затем передает на утверждение руководству детского сада. Администрация может внести в документ определенные коррективы. С итоговым вариантом графика, где будет указано, когда начинается и сколько длится отпуск каждого воспитателя, должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения под подпись.
И здесь же следует уточнить, положен один отпуск воспитателю в год или нет. На самом деле по Трудовому кодексу все работающие люди имеют право на ежегодный отдых общей продолжительностью 28 суток. Но при этом сам работник волен делить этот срок на любое количество сколь угодно малых периодов. Главное, чтобы хотя бы один из них был не меньше 14 календарных дней. А вот оставшиеся две недели можно дробить хоть на 1–2-дневные кусочки. Если есть такая необходимость, конечно.
Особенности труда воспитателей
Максимальная продолжительность трудовой недели педагогических работников, к числу которых относятся воспитатели детсадов, составляет 36 часов (ст. 333 ТК РФ). Уменьшение ее продолжительности по сравнению со стандартными 40 часами обусловлено высокой психологической нагрузкой, которую испытывают эти специалисты.
Итак, есть ли сокращенный предпраздничный день у воспитателей? Лица, работающие в условиях «урезанной» недели, пользуются теми же правами и привилегиями, что и специалисты, трудоустроенные на классическую «пятидневку» или «шестидневку». Это следует из положений ТК РФ. Очевидно, что норма об уменьшении смены в преддверии «красной даты» производственного календаря распространяется и на воспитателей.
График работы сотрудников ДОУ определяется особенностями функционирования самого учреждения. Режим конкретизируется в локальных актах нанимателя, коллективных договорах с персоналом. Эти документы не могут ухудшать положение сотрудников по сравнению с гарантиями, предусмотренными федеральным законодательством. В частности, отрицательно отвечать на вопрос, положен ли воспитателю ДОУ короткий предпраздничный день.
Изменения рабочего времени
С 1.09.2023 года воспитатели будут работать по новому графику, который предусматривает некоторые изменения в их рабочем времени. Новые правила и условия работы были разработаны с учетом современных требований и потребностей детей, а также с целью повышения эффективности педагогического процесса.
Основные изменения в рабочем времени воспитателей включают:
- Увеличение числа рабочих часов в день. Теперь воспитатели будут работать по 8 часов в день, вместо прежних 6 часов.
- Изменение схемы графика работы. Вместо традиционной пятидневной рабочей недели, воспитатели будут работать по схеме 2 через 2. Это означает, что каждый второй день они будут отдыхать.
- Введение гибкого графика работы. Воспитатели смогут выбирать удобное для себя время начала и окончания работы в пределах рабочего дня.
Эти изменения были внесены с целью создания более комфортных условий работы воспитателей, а также с учетом потребностей детей и их родителей. Новый график работы позволит воспитателям более эффективно организовывать свою работу и обеспечивать качественное взаимодействие с детьми.
Основной режим работы, установленный на законодательном уровне
Существует стандартный режим работы детского сада по закону, который был установлен медицинскими специалистами и представителями дошкольных учреждений. В соответствии с уставом образовательной организации, существует несколько особенностей пребывания в детском учреждении:
- Родители имеют право оставлять ребенка в садике на 12 часов. В различных городах установлен определенный временной режим: с 8 утра до 8 вечера или с 7 утра до 7 вечера. Исключением являются частные и круглосуточные детские сады.
- В предпраздничные дни временной режим сокращается до 10,5 часов, то есть родители могут привести ребенка в садик в привычное время, но забрать его нужно на 1,5 часа раньше.
- В выходные и праздничные дни детские садики не работают.
- В некоторых учреждениях, по соглашению воспитателей и родителей, существует группа продленного дня. То есть родители могут оставлять своего малыша в детском саду до 21 часа. На его территории организуется единая группа для детей всех возрастов.
- Также существует и сокращенный режим дня, который длится всего 3-4 часа. Обычно на такой промежуток времени оставляют новичков, которым необходимо адаптироваться.
Воспитатели играют важную роль в жизни детей, помогая им адаптироваться к обществу, развивать социальные навыки, осваивать знания и умения. Они создают комфортные условия для детей, учитывая их индивидуальные потребности и интересы.
- Один из важных аспектов работы воспитателей является организация и проведение различных занятий и игр. Они разрабатывают планы занятий, учитывая возрастные особенности детей и цели, которые нужно достичь.
- Они также отвечают за создание благоприятной психологической атмосферы в группе, где дети могут чувствовать себя в безопасности и комфорте.
- Воспитатели активно взаимодействуют с родителями, оказывая им поддержку и консультации по воспитанию и развитию детей. Они информируют родителей о достижениях и проблемах, которые могут возникнуть в процессе воспитания.
Воспитатели работают в строго определенные часы, привязанные к графику работы детского учреждения. Изменение часового графика работы воспитателей с 1.09.2023 может повлиять на их трудовую деятельность и режим работы.
Для того чтобы подготовиться к изменению графика работы, воспитателям необходимо ознакомиться с новыми правилами и требованиями, уточнить свои обязанности и ответственность. Также им может потребоваться пройти дополнительное обучение или подготовку.
Изменение часового графика работы воспитателей может повлиять на организацию и проведение занятий, планирование деятельности и взаимодействие с родителями. Воспитателям необходимо грамотно распределить свое время и ресурсы, чтобы обеспечить качественное воспитание и развитие детей.
Работа воспитателей включает в себя множество обязанностей и ответственности. Они проводят занятия по развитию речи, логики, мелкой моторики, организуют игровые и развивающие мероприятия, следят за здоровьем и безопасностью детей, взаимодействуют с родителями и коллегами, а также выполняют ряд административных задач.
С 1.09.2023 года воспитатели будут работать по измененному графику, который предусматривает увеличение рабочего времени до 40 часов в неделю. Это связано с необходимостью обеспечения более качественного воспитания и развития детей, а также с учетом потребностей родителей, которые все чаще нуждаются в продленном пребывании детей в детском саду.
Изменение графика работы воспитателей вызвало неоднозначные реакции. Одни считают его необходимым шагом для повышения качества образования и удовлетворения потребностей современных семей, другие опасаются, что такая нагрузка может негативно сказаться на здоровье и эмоциональном состоянии воспитателей.
Однако, для успешной работы воспитателей важно не только количество часов, проведенных с детьми, но и качество взаимодействия, профессиональные навыки и умения. Для этого необходимо обеспечить воспитателей не только достойной зарплатой, но и возможностью профессионального роста, систематическим обучением и поддержкой со стороны администрации учреждения.